Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени

Урок русского языка.  4 класс

 

Утешева Татьяна Владимировна,
учитель ГБОУ Лицей №40
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Тип урока.  Урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить с написанием суффиксов глаголов прошедшего времени.

Задачи урока

Коммуникативные: 

  • формировать умение точно и полно выражать свои мысли, аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • развивать желание оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • развивать умение формулировать свои затруднения.

Предметные:

  • закрепить знания о глаголах прошедшего времени;
  • формировать умение правильно писать суффиксы в глаголах прошедшего времени;
  • совершенствовать умение правильно обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов.

Метапредметные:

  • формировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • развивать умение составлять алгоритмы действий и пользоваться ими для достижения целей;
  • развивать речь и обогащать словарный запас;
  • развивать умение слушать и вступать в диалог;
  • совершенствовать умение работать в парах;
  • совершенствовать умение сличать результат работы с заданным эталоном.

Личностные:

  • формировать мотивацию к обучению и познанию;
  • формировать способность детей прислушиваться к другому мнению, анализировать его и делать выводы.

Ресурсы урока:

  • Учебный материал, приготовленный учителем на интерактивной доске;
  •  карточки с разноуровневым заданием.

 

 

 


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Повторение. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Упр.     (подготовиться к письму под диктовку)  Видели вы ледоход на реке? Где? Расскажите о своих впечатлениях.  Какой тип  текста?

Какие литературные приёмы использует автор?

 

На какие орфограммы вы обратили особое внимание?

Учитель диктует текст.

 

Найдите в тексте глаголы, стоящие в  прошедшем времени, разберите их по составу.

 

Обобщите знания о глаголах прошедшего времени.

 

 

Упр.499  Что можете рассказать о словах, которые вам надо подобрать к схемам?

 

Краткие рассказы детей.

- текст-описание

-олицетворение – «лёд дрогнул»

- метафора – Зимняя чёрная дорога разорвалась на части.

Ожидаемый ответ – раздаётся, кружатся, крошатся. Объяснение.

Дети записывают текст под диктовку, проверяют по учебнику, оценивают себя.

Разбор глаголов по составу (самостоятельно; один чел. – у доски; глаголы заранее напечатаны учителем на интерактивной доске, применяем «шторку») Проверка.

  • вопросы
  • суффикс  -л-
  • изменение по числам и в ед. числе – по родам

- Это глаголы, стоящие в прошедшем времени; мн. ч. и ед. ч. – м.р., ж.р., ср..р.

Упр.499 – самостоятельная работа, парная проверка

Организация познавательной деятельности

Возникли у вас какие-либо трудности при выполнении этого задания?  Учитель идёт «за дет

Поставьте глаголы в прошедшее время м. р., ед.ч.(заготовка на интерактивной доске, пользуемся «шторкой»)

Как будете рассуждать?

Учитель соглашается. – Давайте попробуем.

 Ответить – ответ…л

Исправить – исправ…л

Увидеть – увид…л делаем преднамеренную ошибку

Плакать – плак..л - противоречие

Отрезать – отрез…л– противоречие

 

Сформулируйте тему, поставьте перед собой задачу на урок.

 

Обидеть – обид…л

Лаять – ла…л

Проверьте свою гипотезу. Учебник – правило.

- Один из глаголов на нас обиделся. Помогите ему.

Вернитесь к упр.499, проверьте, правильно ли вы написали суффиксы.

- нет (?) - да (Какой суффикс  писать перед суффиксом –л-?) Слышится нечётко.

 

Вставляем пропущенный суффикс.

Возможный ответ – используем алгоритм, по которому определяли окончания глаголов наст. и буд. вр.

 

 

 

 

Алгоритм не подходит (он для определения окончаний глаголов, а у нас – суффиксы) Вспоминают, что перед началом изучения темы «Глагол» на линии времени прошедшее время вынесено в отдельную тему. Формулируют тему, задачи. Ищут  решение проблемы. Кто-то из детей обязательно это решение предложит. Проверяем.

 

Читают  правило в учебнике, заканчивают работу.

Исправляют ошибку в глаголе  увидел.

Проверяют упражнение с опорой на правило.

Первичное закрепление

 1. Чему будете учиться, выполняя это упражнение?

 2.  Даны глаголы в неопр. форме. Образуйте  глаголы, которые будут стоять в прош. вр., в ед. ч., в м.р. и глаголы в наст. вр., во мн.ч., в 1 л.

Чему будете учиться, выполняя это задание?

Глаголы заготовлены заранее учителем на интерактивной доске. Применены разные цвета. К суффиксам –а-, -и-, -е- применена функция «Утилита множественного клонирования». Используется «шторка».

Слушать – слуш…л, слуша…м

Слышать -  слыш…л, слыш…м

Бросить – брос…л     -                 пропедевтика

Бросать – брос..л (уд.). брос…м

Зависеть – завис…л, завис…м

Клеить – кле…л, кле…м 

Встречали ли вы такую форму слова – клеем -  ?

3. Самостоятельная работа на карточках с разноуровневым заданием.

Вставить суффиксы (+ окончания глаголов).

 

Если позволит время, проверить по образцу на доске, выяснить, сколько человек справились с заданием без ошибок; допустили ошибки (1-2-3), попросить детей построить круговую диаграмму во внеурочное время (данная тема пройдена на уроке математики).

 

Упр.500 –  ответы детей, с.р., парная проверка. Повторение правила.

 

 

Будем учиться писать суффиксы в глаголах прош. вр. и окончания глаголов наст. вр. Разные алгоритмы.

Парная работа. Проверка – парами у доски. Суффикс глагола неопред. формы «перетаскивают» в глагол наст. вр. для лучшей наглядности.

Отличие слов слушать и слышать.

 

Вид глаголов.

 

 

 

Клеим– глагол, клеем – сущ. в твор. падеже.

Ужалить - ужал…л, ужал…шь.

Ненавидеть - ненавид…л, ненавид…шь.

Лаять – ла…л, ла…шь.

Ездить – езд…л, езд…шь.

Посеять – посе…л, посе…шь.

Рефлексия

Кластер

Прош. вр. гл.                Правописание суфф. глаг. прош. вр.                Н.ф. гл.

Вид. гл.

Д.З. – упр.501 (пословицы ) – 1уровень – задание в учебнике, 2 ур. - + разобрать по составу гл. прош. вр., 3 ур. - + добавить 1-2 пословицы

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ