Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цель: познакомить с личными местоимениями Задачи: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа, лица местоимений; замене существительных местоимениями в речи; воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма; развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся. Ход урока I. Организация класса. - У нас необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. Дыхательная гимнастика. - Ребята, закройте глазки.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места. II. Словарная работа Презентация. 1. - Посмотрите внимательно на таблицу со словами. Слайд 3. - Что общего между этими словами? - Запоминаете их в течение минуты. - Запишите те, которые запомнили. за.ц к.рова м.дведь п.тух с.бака с.рока в.р.бей в.рона л.сица 2. - Сколько слов записали? Какие это слова? Проверьте правильность написания. (Самопроверка). 3. - Дайте общее название этой группе слов. (Животные) III. Актуализация знаний. - Ответьте письменно на вопросы: Слайд 4. 1). На какие 2 группы делятся животные по образу жизни? 2). Чем питаются животные? 3). В какое время года могут выводиться детёныши у животных? - Прочитайте свои тексты. Какую речевую ошибку вы обнаружили? Слайд 5-6. Животные бывают дикими и домашними. Животные питаются зерном, сеном, молоком, овощами. У животных могут выводиться детёныши в любое время года. - С помощью зелёной ручки отредактируйте текст. - Какую часть речи использовали? IV. Постановка целей и задач урока. -Что такое местоимение? - Что нового вы можете узнать об этой части речи? V. Углубление знаний. - Место какой части речи заняли в предложении слова? (Место им. сущ.) - Если прочитать изменённое предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чём идёт речь в предложении? Вывод: Местоимение только указывает на предмет, но не называет его. - Как же назовём местоимения, которые указывают на лицо или лица? (Личные местоимения). Или местоимения-существительные. Определили тему урока. Чтение стихотворения уч-ся. Слайд 7. Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения. - Запомните первые три строчки стихотворения. - Запишите их по памяти. - Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. Можно обратиться к «Толковому словарю» Ожегова. В "Толковом словаре" Ожегова записано: Слайд8. 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело. - Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"? (Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то). - Сегодня мы исследуем личные местоимения. - Какое задание нам предстоит выполнить? Слайд 9-11. Ед. число Мн. число 1 лицо 2 лицо 3 лицо ( Сначала распределим личные местоимения по числам) Дети самостоятельно распределяют слова, затем проверяют. Ед. число Мн. число Я, ты, он, она, оно Мы, они, вы ( Теперь нам надо распределить их по лицам.) Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица. Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица. А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо. (заполняем таблицу слайд № 12) - Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам. (проверка) Если я иду с другом, то как скажем о себе? (мы) При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица) - Проанализируйте местоимения 3 лица, единственного числа. - Что они нам помогают сделать? (определить род существительных, значит, эти местоимения могут иметь род) - Личные местоимения, заменяют в предложениях имена существительные, значит, какие члены предложения могут быть выражены личными местоимениями? (Подлежащее) Физминутка. Я иду и ты идёшь - Раз, два, три - Я пою и ты поёшь Раз, два, три – Мы идём и мы поём - Раз, два, три Очень дружно мы живём Раз, два, три. VI. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Игра «Открой секрет! Слайд 13. - Какой секрет в этом упражнении? Задание на зелёном фоне – более лёгкое, на красном – более трудное. Выберите, какое вы будете выполнять и приступайте. Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание. Поменять, любимый, синего, ананас, мнение, намёк, квас, аквамарин, стих, дремучий. Самопроверка. Слайд 14. -Чем отличаются местоимения? Какой вывод можно сделать? 1 Загадки. - Нужно отгадать загадку, рядом с отгадкой записать местоимение, которым замещено существительное в загадке. Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей: ( Солнце ) А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. (Месяц) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки Я грызу. (Белка) И в море не купаются, И нет на них щетинки, И все же называются ОНИ - морские ... (Свинки) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а ОН не знает. (Крот) Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам Я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) 2. "Четвёртое - лишнее" - Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. 1. Он, она, оно, я 2. Я, ты, они, он 3. Ты, к, от, за - Запишите лишние слова, укажите лицо и число личных местоимений. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.). 3. Самостоятельная работа. "Вставь местоимение" - Спиши, вставляя пропущенные местоимения. Определи их число, лицо, если возможно род. Когда __(:) приедете? __ (:) нарисую елочку. Почему __ (:) улетают? Куда __ (:) идешь? Завтра __ (:) пойдем в кино. Какую задачу __ (:) решает? - Проверка. IV. Закрепление - Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я. Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Личные местоимения (перечислить) :::::::::::.. Они бывают ::::. лица,::::: числа, в 3 лице ед. числа имеют ::::::, В предложении бывают :::::::::::::::::.. 4. Экспресс-опрос "Местоимение". Приложение. 1. Укажи местоимения 1-го лица. 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? 1) я, мы 2) ты, вы 3) он, она, оно, они 3. Выбери местоимения 3-го лица. 1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы 4. Личные местоимения употребляются вместо... 1) имени существительного; 2) имени прилагательного. 5. Личные местоимения... 1) называют предметы; 2) указывают на предметы. 6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо. Целый день он занят делом, Двух минут не отдохнет: То он парту мажет мелом, То сидит, бумажки рвет! а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л. VII. Рефлексия. Я прошу вас проанализировать свои записи на рабочих листах и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ. На уроке я работал … Своей работой на уроке я … Урок для меня показался … За урок я … Мое настроение … Итог урока. Выставление оценок. - Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные). - Назовите местоимения 1-лица, 2, 3. - Назовите местоимения ед. числа, мн.ч. - У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно). - Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы. Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ (слайд № 13,14) Домашнее задание. Дополнительный материал. Задания на смекалку. Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ) Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ) Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение. А вместе они - овощ. (ТЫ, КВА) Шарада. Первый слог - личное местоимение, Второй - детская болезнь. А целое - тот предмет, который Выбрасывают, когда он нужен И поднимают, когда он не нужен. Что это? (Я - корь). Ребус. 7 я (семья)

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ