Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок обучения грамоте

Согласные звуки [х], [х,], буква Х. Слова-междометия.
Написание строчной буквы х, слогов, слов с буквой х

 

Орлова Наталья Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ  Гимназия №2, г. Тула

­Цели:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;

– формируем умение писать слова;

– формируем умение анализировать текст.

 

- Сегодня у нас вновь на уроке гости. Поприветствуйте наших гостей. Наша гимназия славится своим гостеприимством, и мы с вами своим поведением должны подтвердить эту традицию. Угостите наших гостей хорошим настроением, знаниями, которые вы получили за 5 месяцев обучения в гимназии.

Ι. Актуализация знаний

 

- Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. После просмотра вам нужно будет назвать главного героя. (хома)

- Охарактеризуйте главного героя. (хитрый, ленивый)

- Назовите первый звук в слове ХОМА? [х]

- Вы сказали, что Хома не только ленивый, но и хитрый. Назовите первый звук в слове хитрый.,]

- Теперь вы можете определить тему урока.

(Согласные звуки [х], [х,], буква Х)                     

– Давайте составим план урока.                           

Составление плана урока.

План (примерный) 

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

2.    Звуко-буквенный анализ слов.

3.    Чтение слогов и слов.

  1. Чтение предложений и текстов.

5.    Знакомство с написанием  буквы Х.

6.    Письмо букв, слогов, слов и предложений.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1.Знакомство с новой буквой. 

1) Выделение звуков [х], [х’] из слов.

– Приведите свои примеры слов, начинающихся со звука [х]. (хор, хата, характер)

– Что общего у этих слов? (Они начинаются со звука [х])

– Дайте характеристику звуку [х]? (Согласный, твёрдый, глухой)

– Приведите примеры слов, начинающихся со звука [х’]. ( хитрый, хищный,  хек, химик...)

–  Что общего у этих слов? (Они начинаются со звука [х’])

–  Какой это звук? Дайте ему характеристику. (Согласный, мягкий, глухой)

- Давайте произнесемзвук[х]. Такой звук мы произносим, когда греем руки. При произношении звука язык делает «горку», произносим звук коротко.

– Чем отличаются звуки [х] и [х’]? (Отличаются по твёрдости-мягкости)

- В каком наряде к нам сегодня придёт звуковичок? (Сине-зелёных ботиночках и шляпе-цилиндре)

- Какой буквой обозначим эти звуки на письме? (буквой ха)

- Правильно ли мы дали характеристику звукам и назвали букву? Давайте проверим.                   

2) Знакомство с буквой Х

Учитель заранее раздаёт детям листочки в виде квадрата, дети вы­полняют действия.

 – Загадаю вам загадку.

Становитесь на зарядку.

Раз – листочек поднимаем,

Два – листочек загибаем,

Три – ещё разок свернули,

На четыре – развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив?

Назови!

– А кто нам расскажет, на что похожа буква Х?  (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик)

2. Работа в «Букваре»

 -  Прочитайте слоги с твёрдым согласным [х] громко, а с мягким согласным [х’] – тихо.

- Что указывает на твёрдость предыдущего согласного? (гласные а, о, у, ы)

- Прочитайте слова 1 столбика в порядке возрастания количества слогов. (хек, халат, хорошо)

– Прочитайте этот же столбик  в порядке убывания слогов. (хорошо, халат, хек)

-Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Прочитайте слова 2 и 3 столбиков. Значение каких слов нам следует уточнить?

(Химия - наука о составе, строении вещества)

– Прочитайте слово, которое обозначает название блюда из рыбы (уха)

- Найдите в 3 столбике слова с твёрдым [х](уха, ехал).

- В каких словах мягкий  [х’]?(стихи).

3. Работа в прописи (с. 17)

- Посмотрите на экран.    

- Из каких элементов состоит буква Х?            

Объяснения учителя, как пишется буква Х.

– Сначала пишется левый полуовал. Затем правый. Буква пишется с отрывом.

1 строка

– Напишите букву Х зелёным цветом, а букву С – синим цветом так, чтобы полуовалы её были округлыми.

– Проверьте, есть ли в записанных буквах неровные закругления, промежуток между овалами.

– Под­черкните «мисс букву».

Интерактивная физкультминутка

ΙΙΙ. Применение нового знания

4. Работа в «Букваре» (с. 124) Знакомство с междометиями

– Рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на 1-й картинке. (Восхищение, восторг)

– Прочитайте предложения под кубиком именно с таким чувством, пробуя повторить и жест мальчика.

– А какие чувства переживает второй мальчик? (Недовольство, усталость)

– Прочитайте предложение под кубиком, передавая голосом уста­лость.

– А кто из вас испытывал такое чувство холода, как мальчик, кото­рого нарисовали на 3-м кубике?

– Прочитайте предложение, вспомнив это чувство.

- Какие слова в предложениях помогли передать чувства и состояния людей? (Вывод: ах, ох, ух - это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства: восхищение, восторг, удивление, досада)

5. Работа в прописи (с. 17)

2 строка

1)Написание буквосочетаний.

– Прочитайте буквосочетания. Какие из них являются слогами?

– Как соединяется буква Х  с другими буквами?

– Подчеркните слова, которые выражают чувства. (ха-насмешка, ах-восхищение, восторг, ох, ух-удивление)

3 строка

2) Обведение слов по письменному образцу.

- Прочитайте слова (На слайде: булка, баранки, хлебцы и т.д.) Назовите предметы одним словом. (хлеб)

 - Назовите первый звук. Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, твёрдый)        

- Найдите это слово на 3 строке. Назовите орфограмму.(Хлеб – парный согласный на конце слова. Проверочное слово – нет хлеба)Подчеркните орфограмму. Запишите слово.

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова.

- А как хлеб попадает на наш обеденный стол?

- Подберите родственные слова к слову хлеб.

 - Что заметили? (у них корень одинаковый)  

- А что такое корень? (общая часть родственных слов)    

- А как его выделить? (Подобрать как можно больше родственных слов)     

– Прочитайте остальные слова на строке. Поставьте в них знак ударения.

- Подчеркните ошибкоопасные места в словах. (халва – безударный гласный А в первом слоге).Обведи­те слова.

– В каком слове используется нижнее соединение буквы Х

с после­дующей буквой? (хлеб)

4строка

– Подберите к словам, которые отвечают на вопрос «какие?», подхо­дящие слова, отвечающие на вопрос «кто?». (Храбрые охотники, хи­трые лисы...)

- Какое соединение буквы Х используется в этих словах?   (верхнее соединение)

6.Работа в «Букваре». 

Работа с текстом «Ах и Ох» (с. 124–125).

– Прочитайте заглавие.

– Что вы уже узнали об этих маленьких словах? (Эти слова выражают чувства)

– А почему они написаны с большой буквы? (Возможно, это чьи­-то имена.)

Чтение текста

– Так бывают ли на самом деле такие Ахи и Охи?

– А кого из героев работа испугает?

– Работает ли Ох? Чем он занят? (Ходит-бродит, охает.)

– Почему у него ноги зябнут? (Он не работает, ищет причину, оправдание.)

– Почему Ах радуется, а Ох стонет? (У них разные характеры.)

– Как вы думаете, кому живётся легче?

– Что можно сказать про двух братьев? Какие они?

– Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?

– С кем бы из этих братьев вы хотели дружить? Почему?

– Какие умения формировали? (Умение владеть речью.)

Работа в прописи стр. 17

1)Знакомство со словом с непроверяемым написанием хорошо.

– Какое слово чаще всего произносит Ах? (Хорошо.)

– Найдите это слово в рамке. Назовите гласные звуки в этом слове.

– Поставьте ударение.

Назовите орфограммы (безударные гласные в первом и втором слоге)

– Подчеркните букву, которую надо запомнить.

– А какую букву О можно проверить?

– Проверочное слово.

– Запи­шите это слово. Подчеркните орфограммы.

Списывание предложений с печатного образца (Пропись стр. 17)

– Прочитайте предложения на с. 17.

Школа, университет, академия - храмы науки.

В Москве Храм Христа Спасителя.

- Какое слово встретилось в обоих предложениях?

- Одинаковое ли значение у слова храм в этих предложениях?

 (В 1-м предложении слово храм употребляется в переносном зна­чении: место служения науке. Во 2-м предложении в прямом значе­нии: храм – церковь, место для богослужения.)

ΙV. Итог

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ