Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
(Средняя общеобразовательная школа № 91)

 

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе

Сопоставление И., В. и Р. падежей имен существительных
1 склонения единственного числа

                                                             С.О.Морозова,
учитель начальных классов,
Кемерово

Задачи:

1. Учить различать И., В. и Р. падежи по их существенным признакам.

2. Развивать способности к самостоятельным выводам и общению.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Обобщить знания учащихся об особенностях И., В. и Р. падежей

Оборудование: учебник для 3 класса (авт. Полякова), опорная таблица, карточки-«помощники», сюжетная картинка..

Ход урока:

 1.  Мотивационно-ориентированный этап.

Учитель. Прочитайте записанные на доске слова.

Чистота, тепло, сгибал, бледнел, метель, зимовал, тишина, снегирь.

Учитель. Что объединяет эти слова?

Дети.– Безударный гласный в корне слова проверяемый ударением.

(Можно поспорить по поводу слова «снегирь»)

Учитель. Как проверить безударный гласный в корне слова?

Дети.– Надо подобрать однокоренное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.

Учитель.А чем различаются эти слова?

Дети.– Относятся к разным частям речи.

-Глаголы прошедшего времени единственного числа.

-Имена существительные единственного числа.

Учитель. Назовите только имена существительные.

Учитель. Сгруппируйте их по любому признаку.

Дети.– По слогам.

-По родам.

-По склонениям.

Учитель. Запишите слова в 3 столбика в зависимости от склонения.(Используются карточки с дозированной помощью)

Учитель.Проверка. Я написала так; у вас так же?

чистота                                  тепло                                            метель

тишина                                                                                        снегирь

Дети. – Нет.

(Дети находят ошибку на доске и обосновывают ее)

Учитель. Расскажите все, что знаете о склонениях имен существительных.

Дети.– Существительные делятся на три склонения по окончаниям.

-К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в именительном падеже  -а, -я.

-Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е.

-Ко 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

-Чтобы определить склонения имен существительных надо поставить слово в начальную форму.

2.Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем работать над именами существительными 1 склонения единственного числа и учиться различать И., В. и Р. падежи по существенным признакам.

3. Актуализация знаний.

Учитель. Прочитайте предложения. Выберите среди записанных нами пяти имен существительных одно, которое можно вставить в каждое из этих предложений. Объясните свой выбор.

На доске запись:

Зимой в лесу царит… .

Дятел нарушил … .

От мертвой … стоял звон в ушах.

(Дети предлагают свои варианты и в конечном счете убеждаются, что единственное слово, которое подходит для каждого предложения- «тишина»)

Учитель.Запишем полученные предложения с комментированием.

Учитель.Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Определите падеж вставленных имен существительных.

 (Самостоятельная работа).

                                                       И.п.

Зимой в лесу царит  тишина.             

 

                                             В.п.

Дятелнарушил тишину.

 

                                     Р.п.

От мертвой тишины стоял звон в ушах.

 

(Проверяем. Обосновываем выбор падежа)

Учитель. Какие способы определения падежей имен существительных использовали?

Дети. – По вопросам.

- По роли в предложении.

- По предлогам.

- По окончаниям.

Учитель. Сделайте вывод о способах определения имен существительных.

Дети.Различать и определять падежи имен существительных можно различными способами.

Опорная таблица на доске.

              падежи

способы определения падежей

 

И.п.

 

В.п

 

Р.п

по вопросам

Кто? Что?

Кого? Что?

Кого? Чего?

по окончаниям

-а, -я

-у, -ю

-ы, -и

по предлогам

_

в,на,за,про,под,через

от,до,из,без,у,с,около

по роли в предложении

подлежащее

второстепенный член предложения

второстепенный член предложения

 

 

4. Физминутка.

(Упражнения для глаз)

5.Работа с учебником.

Учитель. А зачем нужно различать падежи?

Дети.-  Чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных.

Учитель. Откройте учебник на стр.32, упражнение 329

Прочитайте задание.

(Самостоятельная работа)

Учитель. Какие буквы вставили, почему?

Дети. – Вставили букву «и».Это имена существительные 1 склонения родительного падежа.

Учитель.Какими способами воспользовались для определения падежа?

6. Творческое задание.

Учитель. Прочитайте слова. Что с ними можно сделать?

Белоствольная, калитка, у, береза, стоит.

Дети.– Сгруппировать.

- Найти «лишнее» слово.

- Разобрать по составу.

- Составить предложение.

Учитель.Составьте два предложения, употребив одно и то же существительное в роли главного члена предложения и в роли второстепенного члена предложения.

(Методом проб и ошибок дети находят единственный вариант решения этой грамматической задачи.) 

                                   И.п.                       Р.п.

Белоствольная береза стоит у калитки.

       И.п.                                                       Р.п.

Калитка стоит у белоствольной березы.

7. Итог урока

Учитель. Итак, зачем нам нужно различать падежи?

Дети.- Чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных.

8. Рефлексия

Учитель.Покажите на шкале, как вы научились различать падежи.

9. Домашнее задание.

Стр. 32, упр. 327, 328, одно по вашему выбору.

Учитель.Урок окончен. Я благодарю вас за работу на уроке.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ