Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

План-конспект урока в 3 классе

Родительный падеж имён существительных

Ружникова Елена Аркадьевна,
учитель ГБОУ школа № 471

Тип урока:  комбинированный

Технологическая карта урока

Тема:

Родительный падеж имён существительных

Цель:

 

Задачи:

Сформировать  представление об именах существительных в родительном падеже

 

ü  1. Учить определять имена существительные в родительном падеже в предложениях.

ü  2.Формировать навыки грамотного письма.

ü  3. Развивать навыки устной речи.

ü  4. Воспитывать дружный коллектив.

Планируемые результаты:

Предметные:

умение отличать  в речи имена существительные в родительном падеже

умение находить однокоренные слова

умение задавать вопросы  для определения падежа

умение графически обозначать падеж существительного

правильно списывать слова, проверять написанное

осознанно, правильно, выразительно читать вслух

Личностные:

умение высказывать своё  мнение, выражать свои эмоции.

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

коммуникативные:

умение слушать и понимать других

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

оформлять свои мысли в устной форме.

умение работать в паре.

регулятивные:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

прогнозировать предстоящую работу

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

умения извлекать информацию из  текстов

выявлять сущность, особенности объектов

на основе анализа объектов делать выводы

обобщать и классифицировать по признакам

ориентироваться на развороте учебника.

находить ответы на вопросы.

Основные понятия

Имя существительное, падеж, вопросы и предлоги родительного падежа

Межпредметные связи

Связь с литературным чтением; подбор примеров из художественных произведений

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник : Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» (2 части) , Москва, «Просвещение» 2013

- О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку», М: ВАКО, 2013

- Карточки с индивидуальными и групповыми заданиями

- Презентация.

 

Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. 1. Орг.момент.

Чтение стихотворения О.Высотской

(слайд 2)

- Прочитайте.

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь.

Будь внимательным и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

- На что нацеливает она нас на уроке?

Даёт установку на деятельность, выслушивает ответы учеников

Читают стихотворение сначала про себя, затем вслух, дают ответ на вопрос

осознанно, правильно, выразительно читать вслух, умение извлекать информацию из  текстов

 

 

  1. 1. Игра-приветствие «Здравствуйте»

- Повторяйте слова и движения со мной:

 

Желаю

Успеха

Большого

Во всём

И везде.

Здравствуйте! (1-ый раз)

Удачи тебе на уроке! (2-ой раз)

Проговаривает слова, демонстрирует движения:

Соприкасаются большими пальцами

Указательными

Средними

Безымянными

Мизинцами

Прикосновение всей ладонью

 

Читают стихотворение сначала про себя, затем вслух.

Повторяют слова 2 раза и движения

Умение слушать и понимать других.

Анализ тетрадей

- На предыдущем уроке и при выполнении д/з отлично поработали, писали каллиграфически грамотно и без ошибок несколько ребят.

-Какую задачу ставите перед собой сегодня?

Даёт положительную оценку ребятам, которые каллиграфически грамотно и без ошибок работали на предыдущем уроке.

Выслушивает мнения ребят. Называет учеников,  тетради которых берёт на контроль.

Внимательно слушают

Дают ответ на вопрос (Писать каллиграфически грамотно, без ошибок, внимательно выполнять все задания)

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Работа в тетрадях

Доска

- Откроем тетради, Запишем каллиграфически правильно и грамотно.

Обращает внимание на посадку. Диктует. Обращает внимание на орфограммы.

Открывают тетради, записывают число (Десятое февраля.

Классная работа.)

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Минутка чистописания

Доска: род, родить, родитель

- Прочитайте слова

- Что заметили? Что общего?

- С какой буквы начинаются слова? Что можно о ней рассказать? Какие звуки обозначает?

- Пропишите строчную букву р/р/р

- Во второй строке запишите слова, выделите корень.

Задаёт вопросы. Выслушивает ответы.  Задаёт наводящие вопросы. Подводит детей к выводам.

Отвечают на вопросы. Делают выводы. Выполняют чистописание. Оценивают себя.

умение  определять однокоренные слова,

осуществлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. 2. Актуализация знаний

Повторение изученного. Подготовка к изучению нового.

(Слайд 3)

 

- На синих карточках ребята выполнят задания (научись правильно читать)

Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

-А мы вспомним, над какой темой  работали  на прошлом уроке?

-Что вы узнали об именительном падеже имён существительных?

-А сейчас послушайте, что вам прочитают ребята (читают стихотворение)

- Расскажите об именительном падеже по плану.

  • На какие вопросы отвечает имя существительное в И.п.?
  • Каким членом предложения является?
  • Употребляются ли предлоги в И.п.?

- Молодцы. Всё правильно запомнили и  рассказали.

Даёт индивидуальные задания.

Производит фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Выслушивает ответы детей.

Даёт оценку усвоенному.

Два ученика выполняют индивидуальные задания.

Дети отвечают на вопросы, обобщают ответы.

Рассказывают по плану об имени существительном и имени существительном в именительном падеже

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

умение слушать и понимать других;

умения извлекать информацию из  текстов;

обобщать и классифицировать по признакам

 

Работа на карточках (в парах)

(Доска + карточки на партах)

 

 

 

Игра «Разложи правильно»

 

- Вспомним, как нужно работать в парах.

- Рассмотрите содержимое конвертов. Предложите задание.

- Как определить падеж имени существительного? (поставить вопрос)

- Разложите по порядку названия падежей, вопросы к ним (на партах и у доски)

- Проверим. Кто не допустил ошибок? Поднимите руки.

- Молодцы.

Предлагает вспомнить правило работы в парах, определить цель задания.

Дети определяю цель задания, раскладывают по порядку названия падежей и вопросы к ним.

Сверяются с доской. Делают вывод.

умение слушать и понимать других;

обобщать и классифицировать по признакам

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Работа над орфограммами. Письмо по памяти.

(доска)

- Прочитайте предложение

- Какие  буквы нужно вставить? Почему?

Под мя.ким белым к.вром не видно х.лодной з.мли.

- Проверка.

- Прочитайте ещё раз. Запомните.

- Запишите по памяти.

- Проверка. Кто написал без ошибок? Поставьте воскл. знак(!)

- Определите падеж имён существительных.

 

 

Предлагает прочитать, определить и обосновать правильность вставленной буквы.

Затем после прочтения 2-х раз закрывает предложение и просит записать по памяти.

Предлагает сверить написанное с доской., оценить свою работу. Определить падежи.

По очереди выходят к доске, вставляют пропущенную букву, проверяют орфограмму. Читают 2 раза, запоминают, пишут по памяти.

Сверяют написанное, исправляют ошибки, делают вывод.

Определяют падеж имён существительных

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

правильно списывать слова, проверять написанное;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

  1. 3. Физкультминутка

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Видно, ключик не нашёл

Предлагает отдохнуть. Проговаривает слова, показывает движения.

(в соответствии со словами)

Выполняют: проговаривают слова и выполняют движения

 

  1. Самоопределение к деятельности

(карточки+доска)

 

(Слайд 4)

- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных в парах.

Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.

- Что интересного заметили? Что общего? (ед.ч.,Р.п.)

- Чем отличаются? (предлоги)

- Выделите в кружок предлоги.

- Как вы думаете, над какой  темой будем работать?

- На какие вопросы мы должны ответить?

Слайд 4

•          На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.?

•          С какими предлогами употребляются?

Каким членом предложения является имя существительное в Р.п. ?

- Это новые для вас знания?    Что вы уже знаете?

- С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.?

- Какая задача стоит перед нами?

 

Предлагает прочитать словосочетания на карточках, найти общее, сделать вывод о теме урока.

Поставить вопросы, на которые нужно ответить в конце урока (с помощью текста на слайде). Поставить задачу урока.

Читают. определяют число, падеж, делают вывод о теме урока. Ставят вопросы и задачу урока.

(Уточнять знания, учиться находить сущ. в Р.п., и т.д.)

умение отличать  в речи имена существительные в родительном падеже;

умение задавать вопросы  для определения падежа;

умение графически обозначать падеж существительного

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

оформлять свои мысли в устной форме.

прогнозировать предстоящую работу

 

5. Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Доска, учебник

- Прочитайте сведения о языке на с.44.

- Назовите вопросы родительного падежа.

- С какими предлогами употребляются имена сущ. в Р.п.?

- Выберите предлоги для Р.п. (с доски)

 

Предлагает прочитать сведения о языке., ответить на вопросы, сделать вывод.

Выбрать карточки с предлогами  Р.п. на доске

Читают сведения о языке, отвечают на вопросы, делают вывод

Один ученик выбирает на доске предлоги. Остальные проверяют, дополняют.

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

выявлять сущность, особенности объектов;

ориентироваться на развороте учебника.

Самостоятельная работа

Карточки + слайд 5

– Проверим, как вы умеете определять падеж.

- Прочитайте    словосочетания (карточки + слайд 5)

Ветка осины, ранец брата, письмо от сестры, был без пальто, слез с дерева, гулял вокруг дома, шёл после школы, гулял около площадки.

- Определите падеж имён существительных.

- Докажите. (Какие вопросы задавали?)

- К каким сущ. задавали вопрос КОГО?, к каким – ЧЕГО?)

- Выделите предлоги.

- Сделайте вывод (Что можно сказать о сущ. в Р.п.?)

- Молодцы.

 

Предлагает определить падежи существительных на индивидуальных карточках карточках. Доказать с помощью вопросов,  выделить предлоги, сделать вывод об имени существительном в Р.п. Оказывает помощь в выполнении заданий.

Обращает внимание детей на то, что сущ. ранец и письмо м.б. И. и В. падежа в зависимости от роли в предложении.

Определяют падежи существительных, доказывают правильность выполнения, исправляют ошибки. Делают вывод.

(Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы  кого? (одушю) чего? 9неодуш.). Употребляются с предлогами и без предлогов)

Оценивают свою работу

умение отличать  в речи имена существительные в родительном падеже

умение задавать вопросы  для определения падежа

умение графически обозначать падеж существительного

умение высказывать своё  мнение,

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

оформлять свои мысли в устной форме.

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

делать выводы

обобщать

находить ответы на вопросы.

Работа по учебнику

Упр.78 с.44

 

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл (2 пословицы: 3 и 4)

-Запишите. Определите падеж существительных в этих пословицах.

- Что интересного обнаружили?

- Как найти в предложении имена существительные в Р.п.?

 

Предлагает прочитать задание, выполнить задание. Контролирует работу.

Предлагает ответить на вопросы

Читают задание, объясняют смысл пословиц. Записывают, определяют падеж существительных. Делают вывод.

(Чтобы определить падеж существительного, нужно поставить вопрос. Имена сущ. в Р.п. отвечают на вопросы КОГО? ЧЕГО?

умение задавать вопросы  для определения падежа графически обозначать падеж существительного

правильно списывать слова, проверять написанное;

выявлять сущность, особенности объектов

на основе анализа объектов делать выводы;

ориентироваться на развороте учебника.

6. Продолжение работы про теме.

 

Игра «Один – много»

 

Все встанем. Поиграем. Я называю существительное. Если оно в ед. числе, вы хлопаете в ладоши. Если во множественном –  прыгаете легко, как мышки.

КРЫЛО – КРЫЛЬЯ

ДЕНРЕВО - ДЕРЕВЬЯ

ТУЧА  -  ТУЧИ

ПЛЕЧО - ПЛЕЧИ
КРЫША - КРЫШИ
ДАЧА - ДАЧИ
ЗАДАЧА  - ЗАДАЧИ

- Молодцы.

Предлагает в игровой форме определять число имён сущ. с помощью хлопков и прыжков.

По заданию учителя определяют число имён сущ.

умение слушать и понимать других;

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

выявлять сущность, особенности объектов

на основе анализа объектов делать выводы

 

Работа в парах

карточки + слайд  6, учебник

 

- Прочитайте предложения

Солнышко выглянуло из-за туч. Началась капель с крыш.

- Найдите сущ. в Р.п.

- Что общего? Какие звуки слышим на конце?

- Что мы знаем о сущ. жен. рода ед. числа с шипящим звуком на конце?

- А здесь почему не пишется?

- Можно ли определить род? Почему? В каком числе они употреблены?

- Прочитайте сведения о языке с.45.

- Что нового узнали?

- Запомните.

 

Задаёт вопросы. Предлагает сначала сделать вывод. затем сверить вывод с учебником. вывешивает карточку-правило на доску

Карточка: У сущ. мн. числа с шипящим на конце мягкий знак не пишется.

 

Читают предложения, находят существительные в Р.п., вспоминают правило о сущ. с шипящим звуком на конце, находят отличие. Читают новое правило. Запоминают.

умение отличать  в речи имена существительные в родительном падеже

умение задавать вопросы  для определения падежа

умение графически обозначать падеж существительного

умение высказывать своё  мнение,  

оформлять свои мысли в устной форме;

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

на основе анализа объектов делать выводы

VI. Рефлексия

(слайд 7)

Прочитайте стихотворение

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает воробей.

(К.Чуковский)

- Назовите имена сущ., которые стоят в Р.п.

- Назовите вопросы Р.п.

- С какими предлогами употребляются имена сущ в Р.п.?

Предлагает прочитать стихотворение, найти сущ. в Р.п., задаёт вопросы.

Читают стихотворение, называют сущ, стоящие в Р.п. Обобщают,

умение отличать  в речи имена существительные в родительном падеже

умение высказывать своё  мнение,  

оформлять свои мысли в устной форме.

VII. Итог урока.

(слайд 8)

 

- Что нового узнали?

- Ответьте на вопросы, которые мы задавали в начале урока.

-  Что было интересно?

- Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что работал на уроке отлично.

- Молодцы. Работали хорошо. Особенно отличились… Ставлю 5-ки.

 

Задаёт вопросы. Оценивает работу детей на уроке, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы, заданные в начале урока. Оценивают свою работу на уроке.

умение высказывать своё  мнение,

умение слушать и понимать других

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

оформлять свои мысли в устной форме.

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

на основе анализа объектов делать выводы

обобщать

VIII. Д/з

с. упр.81 (по заданиям учебника),  правила с.44-45

Предлагает записать д/з, задать вопросы, выучить дома правила.

Читают задания, задают вопросы, записывают в дневник д\з

умение задавать вопросы;

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

прогнозировать предстоящую работу

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

умения извлекать информацию из  текстов

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ