Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Имя прилагательное

Беляков Михаил Анатольевич,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №501
Кировского района Санкт-Петербурга

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном и закрепление навыка правописания имен прилагательных.

Цель: Выявить уровень знаний по теме «Имя прилагательное» как часть речи; проверить умение писать

прилагательные мужского, женского и среднего рода в разных падежах; обобщить полученные ранее знания об имени

прилагательном.

Данная разработка составлена в рамках системно - деятельностного подхода, с использованием методов проблемно-

диалогического обучения и здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к предмету;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ценностное отношение понимать друг друга и самому быть понятым;

Метапредметные:

РУУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия.

ПУУД:

-анализировать, сравнивать, делать выводы;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

КУУД:

-строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

-аргументировано отвечать, доказывать своё мнение;

-умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, договариваться и приходить к общему решению.

Предметные:

-знатьпризнаки прилагательного, вопросы, на которые отвечает имя прилагательное.

-пониматьсвязь имени прилагательного с именем существительным.

-уметь образовывать от существительного прилагательное; объяснить выбор гласной в родовом окончании имени

прилагательного, уметь составлять словосочетания им. сущ.+ им.прилаг.; совершенствовать навык безотрывного

письма.

-уметь отличать имя прилагательное от имени существительного в речи по отличительным признакам.

-проводитьморфологический и морфемный разбор имен прилагательных.

- понимать значимость умения задавать точный вопрос к имени прилагательному для выбора гласной буквы в

окончании.

Литература, которой пользовалась при проектировании урока: учебник русского языка 4 класс 2 часть (Бунеева Р.Н.,

Бунеева Е.В., Пронева О.В.).

Оборудование: конспект урока, учебник, указка, слова, предметные картинки.

Средства обучения: учебник русского языка 4 класс 2 часть (Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., Пронева О.В.)

План урока

I. Организационный момент 1 минута

II. Чистописание 3 минуты

III. Сообщение темы урока 1 минута

IV. Повторение признаков имени прилагательного и определения этой части речи 6 минут

V. Повторение признаков главных и зависимых

слов в словосочетании. 5 минут

VI. Выполнение упражнения в склонении им. прилагательных вместе с им. сущ-м ( Работа по учебнику ) 10 минут

VII. Словарная работа: повторение слов из словаря

10 минут

VIII. Морфемный разбор слова (им. прилагательного) 3 минут

IX. Синтаксический и морфологический разборы 5 минут

X. Подведение итогов урока. д.з. 1 минута

Ход урока

Этапы урока (в соответствии с планом урока)

Содержание обучения (деятельность учителя и учащихся)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку: у вас на парте должны лежать учебник по русскому языку, тетрадь и пенал.

II. Чистописание

Сегодня на минутке чистописания мы с вами вспомним разные виды соединений букв в словах.

- (ученик), прочитай, какие сочетания букв написаны на доске.

-Какие буквы соединены нижним соединением? (ая, яя)

- А какие средним? (ое, ее, ые, ие)

- Правильно! Мы должны уметь соединять буквы в словах правильно, чтобы наше письмо было безотрывным. Тогда оно будет быстрым, мы сможем больше успевать писать.

- Ребята, откройте тетради, напишите сегодняшнее число и слова «Классная работа». А теперь на следующей рабочей строке, так же красиво, как на образце, напишите эти сочетания букв, используя нижнее и среднее соединения букв. Помните, что руку при письме отрывать нельзя. Как называется такое письмо? (безотрывное)

III. Сообщение темы урока

Ребята, вспомните, в каких словах на конце мы пишем эти сочетания букв? (ое, ее, ые, ие)?

Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что вы изучили об имени прилагательном.

IV. Повторение признаков имени прилагательного и определение этой части речи

1.Фронтальный опрос.

- Кто может дать определение имени прилагательного? (Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признаки предметов и

отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?) (на доску вывешиваются карточки с вопросами)

- Правильно! Назовите прилагательные, которые окружают вас в классе.

 

2.

На доску вывешиваются предметные картинки с изображением шарфа, пальто и перчаток синего цвета.

-Ребята, назовите предметы, которые изображены на картинках.

-Назовите признаки этих предметов по цвету? (синий шарф, синее пальто, синяяперчатка)

- сделайте вывод. Как изменяются имена прилагательные? (по родам)

- Верно, и это мы только что увидели: в словосочетании синий (шарф) употреблено прилагательное какого рода? (мужского)

-Правильно! Назовите прилагательное в среднем роде -это прилагательное синее( пальто)

-Назовите прилагательное в женском роде синяя (перчатка»)

-Все правильно! А как еще изменяются имена прилагательные? (по числам)

 

3.Фронтальный опрос.

- Поставьте словосочетание «синее пальто» в форму множественного числа. (синие пальто)

-Правильно! А от чего зависит род и число у имени прилагательного? (от имени существительного)

- Все верно! Давайте теперь вернемся к тетрадям. От последней строки, где вы написали слова «Классная работа», отступите вниз одну строку и запишите имена существительные вместе с именами прилагательными, ставя вопрос от имени существительного к имени прилагательному: «пальто (какое?) синее», «пальто (какие?) синие».

Вопрос тоже пишите. (Пишу на доске, в то время, когда учащиеся пишут в тетради)

-Действительно, имя прилагательное связано с именем существительным и напрямую зависит от него. В каком числе употреблено имя существительное, в таком же числе будет употреблено и имя прилагательное.

- Имя прилагательное изменяется, как мы уже вспомнили, по родам и числам. А как еще можно изменить имена прилагательные? (по падежам)

- Как называется изменение имен прилагательных по падежам? (склонение)

Напишите в тетради, не пропуская строчки от последней записи, с маленькой буквы, прилагательное «синий» в единственном числе. Рядом напишите это прилагательное в женском и среднем роде. У вас должно получиться 3 слова.

Прочитай прилагательное, употребленное в единственном числе, в мужском роде. (синий)

- Прочитай прилагательное единственного числа в среднем роде. (синее)

Прочитай прилагательное в единственном числе женского рода. (синяя)

- Правильно! Теперь возьмите в руки простые карандаши и выделите окончания в этих прилагательных.

Проверка. Ученик говорит окончания в словах: синий, синее, синяя, все остальные проверяют.

- А кто сможет ответить на вопрос: почему в слове «синее» окончание «ее»? (по вопросу – какое? – синее.) Верно! Так как же мы решаем, какое окончание будет в прилагательном? (Для того чтобы выбрать окончание в именах прилагательных безошибочно, необходимо к этому прилагательному задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном. Иногда в окончании прилагательного будет стоять созвучная гласная с той гласной, которая слышится в окончании вопроса.)

V. Повторение признаков главных и зависимых слов в словосочетаниях

На доске вывешены разделенные словосочетания со страницы 59 учебника.

- Ребята, вы видите, что на доске появились слова.

РУССКАЯ МОРЕ

ЧЁРНАЯ ПОЛКА

СКАЗКА ТРУДНОЕ

ДЕЛО НИЖНЯЯ

Прочитай, (ученик), эти слова вслух. Давайте соединим слова правого столбика и слова левого столбика по смыслу.

(Ученики выходят по очереди и составляют из слов словосочетания на доске)

РУССКАЯ СКАЗКА
НИЖНЯЯ ПОЛКА
ЧЁРНОЕ МОРЕ
ТРУДНОЕ ДЕЛО

(Ученик), прочитай, пожалуйста, словосочетания, которые у нас получились.

-Спасибо! А почему слово «Чёрное» написано с большой буквы? (Это название море; имя собственное)

- Правильно! Теперь мы обозначим главные слова в этих словосочетаниях.

- Какое слово в словосочетании является главным? (То слово, от которого задается вопрос)

- Давайте прочитаем все главные слова в словосочетаниях.

- Какой частью речи выражено главное слово во всех словосочетаниях? (имя существительное)

- А теперь прочитайте зависимые слова.

- Какая это часть речи? (имя прилагательное)Сравните род и число имен существительных и имен прилагательных в словосочетаниях. Что вы можете сказать о роде, числе и падеже зависимых имен прилагательных в сочетании с существительными?. (Прилагательные стоят в таком же роде, числе и падеже, что и существительные, потому что они зависят от имен существительных

VI. Работа с учебником.

Выполнение упражнения

- Ребята, откройте учебник на странице 59. Найдите упражнение №3. Прочитайте словосочетания, которые вы видите в этом упражнении.

РУССКАЯ СКАЗКА
НИЖНЯЯ ПОЛКА
ЧЁРНОЕ МОРЕ
ТРУДНОЕ ДЕЛО

У нас получились такие же словосочетания, как в учебнике. Теперь нам надо просклонять эти словосочетания. Давайте просклоняем словосочетание «русская сказка» все вместе устно. Вспомните, что значит просклонять имя прилагательное и имя существительное? (Чтобы просклонять им. сущ. или имя прилагательное, надо изменить его по падежам.)

- Остальные 3 словосочетания вы просклоняете по командам. Колонка у окна (это 1 команда) будет склонять словосочетание «нижняя полка», средняя колонка – выбудете склонять словосочетание «Чёрное море», а колонка у двери просклоняет словосочетание – «трудное дело». (Написать на доске) 1 команда, вы склоняете словосочетание «Нижняя полка», 2 команда – «Чёрное море», а 3 команда- трудное дело. Выделите окончания у существительных и прилагательных в тех словосочетаниях, которые у вас получились при склонении.

Устная проверка. Представители команд прочитывают свои поучившиеся словосочетания, получившиеся при склонении.

- Молодцы!

VII. Словарная работа

- Ребята, закройте учебники и отложите их на край стола. Сегодня мы с вами проведем необычный словарный диктант. В тетради по середине рабочей строки напишите с большой буквы словосочетание. Словарный диктант.

- Внимательно прослушайте строчку из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, найдите в ней словарное слово и напишите в тетради только1 это словарное слово. Поднимите руку, кто не понял, что надо написать.

«Роняет лес багряный свой убор…»Поставьте запятую и напишите

- цвет оперенья цыпленка. (Жёлтый)

- Поберите синоним к слову правда. (Истина)

- Образуйте от этого существительного прилагательное единственного числа мужского рода и запишите его в тетрадь. (Истинный)

- Как называется комната директора? (Кабинет)

- На доске вы видите буквы. (Е О Н В А Н Р Е) Составьте из них слово и запишите. (Наверное)

- Отгадайте загадку:

«Ездит, ходит и летает,
Много видит, много знает,
Ночью он в пути и днем,
Как мы все его зовем?»

(Путешественник)

- Образуйте от этого существительного родственное слово - существительное среднего рода. (Путешествие)

- Отгадайте ребус. (Простор)

- Из какого металла изготавливают медали для награждения за второе место на каких-либо соревнованиях? (Серебро)

- Образуйте от сущ. серебро прилагательное мужского рода единственного числа. (Серебряный)

- Как называют человека, который судит по правде? Какой это человек? (Справедливый)

- Образуйте от этого прилагательного существительное. (Справедливость)

- Обозначьте во всех словах ударение, выделите безударную гласную.( орфограмму).

- А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте. Откройте учебник на странице 60, там написаны словарные слова, которые вы только что написали. Ваша задача состоит в том, чтобы проверить написание слов и обозначение ударения. Исправляйте ошибки, если они будут, простым карандашом. Если найдете ошибку, то зачеркните ее аккуратно и на полях поставьте палочку.

- Кто не нашел ни одной ошибки в словарном диктанте, тот может в тетради поставить маленькую пятерку.

- Отдайте тетрадь соседу.

- Кто не сделал ни одной ошибки?

- Молодцы!

VIII. Морфемный разбор

- Колонка у окна записывает в тетрадь слово «багряный», средняя колонка – «истинный», колонка у двери – «серебряный». Выполняем морфемный разбор слова.

Проверка. По одному человеку с колонки вызвать к доске, чтобы они разобрали слова по составу.

IX. Синтаксический и морфологический разборы

- От морфемного разбора слова отступите 1 строчку вниз и запишите предложение: «Роняет лес багряный свой убор.» Над словом «багряный» напишите маленькую цифру 3. Что обозначает эта цифра? (надо выполнить морфологический разбор, т. е разобрать слово как часть речи)

- Сейчас мы сделаем синтаксический разбор предложения. Кто мне ответит, что значит «синтаксический разбор»? (Разбор по членам предложения.)

Какое в предложении главное слово, которое выполняем действие? (Лес. Это подлежащее, выраженно существительным. Подчеркивается одной чертой.) Лес что делает? (Роняет. Это сказуемое, выраженно глаголом. Подчеркивается двумя чертами.) Лес какой? (Багряный. Это определение, выраженно прилагательным. Подчеркивается волнистой линией.) Роняет что? (Убор. Это дополнение, выражено существительным, винительный падеж. Подчеркивается тире.) Убор чей? (Свой. Это определение, выражено местоимением. Подчеркивается волнистой линией.)

Синтаксический разбор предложения.

- Теперь делаем морфологический разбор.

Каждый учащийся делает морфологический разбор(выполняет) в своей тетради.)

Начальная форма (какой?) – багряный. Признаки прилагательного: в мужском роде, единственном числе, Винительном падеже. В предложении (убор (какой?) багряный (подчеркивается волнистой линией))

X. Организационный момент

- Наш урок подошел к концу. Подведем итоги. Что же мы должны знать про имена прилагательные? (Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам.)

Сегодня на уроке работали хорошо: перечислить имена учащихся+вид деятельности (много отвечал, работал у доски, сделал верный разбор, много дополнял учителя).

Ребята, Урок русского языка окончен. Сложите тетрадь и учебник и подготовьтесь к следующему уроку. До свидания!

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ