Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Словарная работа на уроках литературного чтения

(из опыта работы)
Забава Наталья Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ школа № 110
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Развитие читательских компетенций младших школьников осуществляется через активное включение в деятельность, стратегии смыслового чтения.
Достижению поставленной цели наряду с новейшими технологиями способствует накопленный опыт педагогов, в том числе  работа по развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения. Анализ текстов показывает, что почти в каждом произведении встречаются слова, значение которых обучающимся неизвестно. В традиционной системе обучения словарная работа осуществляется на подготовительном этапе знакомства с художественным произведением и во время анализа текста. Для этапа подготовки к восприятию нового произведения отбирается небольшое количество слов, лексическое значение которых неизвестно детям (устаревшая лексика, термины и т.п.), и это может помешать сознательному восприятию текста. В 1-2 классах на подготовительном этапе также возможна работа с трудночитаемыми словами (длинными или со стечением согласных). Для объяснения значения слов обычно используются две группы приёмов (по М. Р. Львову): а) самостоятельные, т. е. без прямой помощи учителя, - объяснение значения слова по картинке, иллюстрации, выяснение значения слова по сноске на странице учебной книги, по толковому словарю и др.; б) с помощью учителя – подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значения слова учителем через развёрнутое описание; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение, и пр. [2, с. 386] В процессе анализа художественного произведения проводится работа со словами, лексическое значение которых в определённой степени известно детям, но его следует уточнить, чтобы прояснить содержание, раскрыть авторское отношение к изображаемым событиям.
При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой приём для объяснения значения слова будет использован. Необходимо также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.
Наиболее рациональными приёмами словарной работы на уроках чтения являются:
  1. Показ предмета или его изображения, макета;
  2. Уточнение значения по толковому словарю;
  3. Подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять, правда - ложь);
  4. Замена слова описательным оборотом;
  5. Словообразовательный анализ (бесстрашный – страшный - страх);
  6. Этимологический анализ (лукавый – от лука – «изгиб», «кривизна», «лукавый» -  «криводушный»);
  7. Включение нового слова в словосочетание или предложение;
  8. Перевод (интернациональный - международный).
Если в 1 и 2 классах дети только обучаются приёмам словарной работы, то в 3-4 классах словарная работа частично выполняется самими обучающимися на отдельных листочках с указанием приёма. Например, Н. Носов «Заплатка». Для словарной работы выделены слова: защитный цвет, от досады, оправдываться. Приём: показ предмета защитного цвета, подбор синонима (огорчение), выделение корня -правд- (признать себя правым, невиновным).
В журнале «Начальная школа» О. Н. Королёвой предлагается «вариант организации словарной работы, предусматривающий активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Учащиеся (не учитель!) с той или иной степенью самостоятельности определяют и называют незнакомое слово (или слова) из нового произведения без предварительного его прочтения. Данный подход также предполагает активную роль учащихся на втором этапе словарной работы: лексическое значение нового слова первоначально формулируют сами учащиеся, опираясь на имеющиеся у них представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция… приведены группы упражнений, которые составлены таким образом, что дают школьникам возможность самостоятельно определять слова, предназначенные для словарной работы, активизируют умственную деятельность, обеспечивают развитие памяти, мышления, речи, имеют занимательно-развивающий характер». [1, с. 56-61]
При работе с художественным произведением особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребёнок учился замечать незнакомые слова, так как младшие школьники не замечают их в процессе чтения и в результате многое в тексте понимается ими неправильно или вообще остаётся непонятным. Например, задание: прочитай стихотворение и найди в нём не совсем понятные тебе слова. В дальнейшем акцент постепенно переместится с незнакомых слов на слова-образы, т. е. на художественные средства.
В процессе работы с произведением можно составлять тематический словарик (как рабочий материал), включающий в себя слова, без которых трудно глубоко и полно понять текст. Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечит их прочное усвоение обучающимися, формирует навыки самостоятельного использования в речи. Обучающиеся обращаются к данным словарикам, когда готовят пересказ текста, выделяют главную мысль прочитанного, дают характеристику героям.
Словарная работа неотделима от анализа идейного содержания произведения. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчётливо выявляются в контексте. Главное, чтобы это была продуманная система работы, направленная на всестороннее развитие детей. Ведь именно овладение языком, запасом слов и грамматических форм и есть предпосылка для мышления. Психолог Н. И. Жилин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем богаче и полнее будут усваиваться знания.»
  1. Королёва О. Н. Нетрадиционные приёмы словарной работы на уроках литературного чтения. – «Начальная школа», №3, 2005
  2. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пос. для студ. высш. пед. уч. заведений. – М.: Изд. центр «академия», 2002

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ