Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическое пособие по проведению

 литературной игры по сказкам А.С.Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

Алексеева Анна Алексеевна

ГБОУ №254 Кировского района

Санкт-Петербурга

учитель начальных классов

 

Цель: формировать мотивацию чтения.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя.

2. Создать условия для воспитания интереса к творчеству Пушкина,

3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность, творческие способности, умение работать в коллективе.

 

Класс заранее делится на 5 команд.

Всему классу даётся задание читать сказки Пушкина.

 

На доске портреты поэта (взрослый и детский), выставка книг со сказками А. С. Пушкина,

Сундучок с предметами из сказок, карточки с половинками пословиц, 5 дубов из картона, жёлуди, «телеграммы» от героев, таблички с названиями сказок.

Проигрыватель и аудиозапись фрагментов оперы «Царь Салтан» Н.А.Римского-Корсакова.

 

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Каждая команда заняла место за своим столом. Посмотрите, что стоит на каждом столе? (у каждой команды на столе – дуб, вырезанный из цветного картона). За каждый правильный ответ команда получает жёлудь, который прикрепляется к дереву. - Почему именно дуб?

«Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...».

А как об этом сказано у Пушкина? Вспомнили?

Чтобы наше путешествие началось, давайте вспомним эти строки.

«У Лукоморья дуб зелёный…»

 

Биография

  1. Где родился А. С. Пушкин? ( В Москве)
  2. Когда мы празднуем день рождения поэта? (6 июня) А в каком году он родился? (1799)
  3. Как называлось учебное заведение, где учился Пушкин? (Царскосельский Лицей)
  4. Что вы знаете о предках поэта? (Его прадед Абрам Петрович Ганнибал был сподвижником Петра 1, а родом был из Африки).
  5. От кого маленький Саша узнавал русские народные сказки? ( От няни Арины Родионовны.)
  6. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (дети, скорее всего, скажут пять). Да, пять сказок он издал, а одна осталась в черновиках, незаконченной - «Сказке о медведихе».
  7. Какие сказки Пушкина вы знаете? (« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о золотом петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде»).

 

  1. Литературная игра

1.«Телеграмма»

Каждая команда получает телеграмму, но она не подписана. Узнайте героев и сказку.

№1.Не могу приехать к вам, очень занят, «ещё пуще старуха вздурилась».

№2.Приду к вам, как только найду «такого, служителя не слишком дорогого».

№3.Скоро буду,

«Вижу я, что тут

Люди добрые живут;

Знать не будет мне обидно»

№4.Приплыву на корабле, после того, как

«чудный остров навещу».

№5. Не могу прибыть к вам,

Надо мнеи в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
отправляюсь я домой.

 

2.«Волшебный сундучок»

Посмотрите, ребята, нам прислали волшебный сундучок. В нем потерянные вещи героев сказок Пушкина. Мы должны найти хозяев. Будет еще лучше, если вы подтвердите свой ответ словами из сказки.

( предметы – яблоко, зеркальце, петушиное пёрышко, зайка, белочка, сеть, колпак со звёздочками)

 

3.«Хоровод сказок»

Следующее задание – каждой команде задаётся 5 вопросов, каждому ученику – по вопросу, если никто из команды не может ответить, вопрос переходит к следующей команде.

1.Как звали работника у попа? (Балда)

Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)

Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (звездочёт)

Кого убил стрелой князь Гвидон на острове? (коршуна)

 

Кто и где из героев сказки А.С. Пушкина жил ровно 30 лет и 3 года? (старик со старухой, в землянке)

2.Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)

К какому предмету обращалась царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)

Что не заплатила бесы попу? (оброк)

Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)

Сколько раз закидывал старик невод? (три)

3.За что работал Балда? (щелчки)

Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)

Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)

Сколько было сыновей у царя Дадона? (два)

С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)

4.Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)

Под кого бесенок залез? (под кобылу)

Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи

в золотой скорлупе)

Кто терпеливо выполнял чужие желания? (рыбка)

Что попросил звездочёт у царя Дадона? (шамаханскую царицу)

 

5.Кличка собаки, живущей у семи богатырей. (Соколка)

 

Имя королевича, нашедшего возлюбленную в хрустальном гробу. (Елисей)

 

Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)

Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

 

 

Человечек Тимпе-Те,
Рыба-камбала в воде,
Ильзебилль, моя жена,
Против воли шлёт меня.

Это строки из сказки братьев Гримм. Она называется «Сказка о рыбаке и его жене». Напоминают ли вам что-нибудь эти строки? Она использовалась Пушкиным при создании его «Сказки о рыбаке и рыбке».

Сколько желаний было у старухи, перечислите какие. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской).Оказывается, сначаласказка была длиннее, старуха еще побывала «Римскою папой», а уж потом стала мечтать о морском владычестве.

Проходит другая неделя,

Вздурилась опять его старуха.

Отыскать старика приказала —

Приводят старика к царице,

Говорит старику старуха:

"Не хочу я быть вольною царицей,

Я хочу быть римскою папой!"

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

О чём эта сказка? Какие пороки в ней наказаны?

4.« Собери пословицы»

Каждой команде даются карточки с половиной пословицы. Дети должны найти подходящие по смыслу половинки, соединить.

- Много захочешь - последнее потеряешь.

- Много желать – добра не видать.

- Жадность всякому горю начало.

Жадность - что река: чем дальше, тем шире

Дай с ноготок, запросит с локоток.

5.«Волшебство и волшебники»

Как известно, сюжет о мёртвой (или спящей) царевне есть в фольклоре многих европейских народов. Многие писатели-сказочники использовали его для своих произведений. Назовите самые известные литературные сказки, главной героиней которых является спящая царевна. («Белоснежка» братьев Гримм, «Спящая принцесса» Шарля Перро.) А как называется сказка А.С. Пушкина с таким сюжетом?

В сказках Пушкина много волшебных превращений, вспомните какие и запишите их. Даётся несколько минут на составление коллективного ответа. Затем ответы зачитываются, подводятся итоги. А каких героев сказок мы можем назвать героями-помощниками? Какие магические числа мы встречаем в сказках?

6.Музыка и сказка Следующий конкурс – музыкальный. Да-да, не удивляйтесь! Сказки Пушкина вдохновили композитора Римского-Корсакова, и он создал оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок»

Послушайте маленький отрывок из «Сказки о царе Салтане», попробуйте догадаться какой герой и какой фрагмент сказки изобразил с помощью музыки композитор. (Полёт шмеля).

В этой сказке есть второстепенный герой, который поёт русскую народную песню. Кто это? (белка, «Во саду ли, в огороде»)

А вот как композитор изображает сражение, которое происходит на острове. Вспомните, какой эпизод сказки изображён в этом музыкальном отрывке. (Гвидон спас Царевну-Лебедь от коршуна)

 

7.Центон-произведение, составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Докажите, что это центоны. Из каких они сказок?

1)Царь слезами залился

Обнимает он царицу

И сынка, и молодицу

И садились все за стол,

И весёлый пир пошёл

А царица вдруг пропала

Будто вовсе не бывала»

(«Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке»

 

2)Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор.

(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,

« Сказка о царе Салтане...»

 

3)Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

(«Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о царе

Салтане...»

 

4)Царь Дадон к шатру спешит...

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов.

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой

царевне и о семи богатырях»

 

8.«Мы из одной сказки» Каждая команда получает конверт с карточками, на которых написаны слова из сказок, каждый вытаскивает не глядя одну карточку. Ваша задача – вспомнить, откуда эти строчки и подойти к тому столу, где прикреплена табличка с названием нужной сказки. (Задание строится таким образом, что в каждой команде дети получают строки из разных сказок)

1 команда

1 Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня.

 

 

2.Братец мой любимый,

Устал, бедняжка!

Отдохни, родимый.

 

3.Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

 

4.Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

 

5.В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на ней кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни.

 

2.команда

1.Лебедь около плывёт,

Злого коршуна клюёт,

Гибель близкую торопит

И царевичу потом

Молвит русским языком.

 

2.Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

3.С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

4.Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу

5.Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.

 

 

3 команда

1.И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой…

2.«Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердье и проворье».
Живет Балда в поповом доме,

3..«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».

4.Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...

5.«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —

4 команда

1 Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю

2..День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.

3.Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты свой полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный

4.Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

5.Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.

5 команда

1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

2.Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

3.«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

4.Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь.

5.Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.

 

 

Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Вы отлично справились со всеми заданиями. А теперь переверните таблички с названием сказок. ( На обратной стороне написаны слова «сказка», «ложь», «да в ней намёк», «добрым молодцам», «урок»).

Какими словами Пушкина мы закончим праздник?

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

Подведение итогов, награждение.

 

Использованные материалы:

1.Сборник А.С.Пушкин «Сказки»

2.Цинтон

www.ostashschool.ucoz.ru/

Вы уже поставили +1 этой странице. Отменить

Автор-составитель:

библиотекарь

МОУ «Осташевская СОШ»

Кухтина И.Б.

3.www.books.rusf.ru С.Рассадин, Б.Сарнов «В стране литературных героев»

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»