Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие читательской грамотности как условие успешного процесса обучения

Нахконен Ольга Александровна
Сегодня одной из актуальных задач современной начальной школы является развитие читательской грамотности младшего школьника. Целью предмета «Литературное чтение», согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся не только восприятия художественного произведения как особого вида искусств, но и умения работать с художественным текстом для освоения и использования.
Сформированность навыка чтения, умение работать с текстовой информацией дает возможность учащимся овладеть учебными и предметными компетенциями и как следствие делает успешным процесс социализации. Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. На основе разнообразных текстов читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия».
Младшие школьники должны уметь работать с текстом, выделять в нем информацию, находить данные для формулирования вывода, проверки истинности утверждения. Благодаря методике младшие школьники  успешно работают с информацией, представленной в разной форме, способны учитывать в ходе ответа на вопрос самостоятельно сгруппированные или обобщенные факты. Основные трудности связаны с неточностью восприятия содержащейся в тексте информации, с неконкретностью сделанных выводов, с неумением четко определять совпадение и несовпадение уже имеющихся знаний со знаниями, полученными после прочтения теста. Трудности проявляются также в ситуации, когда необходимо для ответов на вопрос, требующий сравнения, обобщения, сочетать информацию из прочитанного текста и имеющийся запас знаний.
Как оценивается читательская грамотность младших школьников? Россия принимает участие в международном исследовании PIRLS, три цикла подряд (2006, 20111, 2016) российские выпускники начальной школы в группе лидеров.
PIRLS (международное сравнительное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы) «Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих:
  • потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению: восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
  • способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях».
Даже при максимальных российских результатах в процессе проведения углубленного анализа есть возможность вычленить проблемные области в читательской грамотности наших школьников.
При этом необходимо проводить и отечественные исследования, в которых учитывается специфика российского подхода к развитию читательской грамотности как метапредметного результата и закладывается больше возможностей для выявления имеющихся проблем. Данные этих исследований выступают основанием для улучшения отечественной методики формирования читательской грамотности.
В отечественных измерительных материалах для оценки читательской грамотности младших школьников существует два направления:
1) Оценка читательской грамотности как предметного результата – проверочные работы по литературному чтению.
2) Оценка читательской грамотности и работы с информацией как метапредметных результатов – комплексные проверочные работы на текстовой основе.
Выделяется три группы заданий, оценивающих умения: [1]
1) читать, понимать различные тексты (включая учебные), воспроизводить или использовать информацию, представленную в них в явном виде;
2) обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на ее основе утверждения, выводы, работать с данными, представленными в разной форме;
3) применять информацию, представленную разными способами (текст, таблицы, краткая запись) для решения различных житейских и учебно-познавательных задач.
Нормативные документы, регламентирующие обучение учебным предметам на 1 ступени общего среднего образования», (образовательный стандарт, концепция, учебная программа) определяет цели, задачи, принципы отбора и построения содержания учебных предметов. Основной задачей педагога становится проектирование образовательного процесса с использованием наиболее эффективных методик и технологий, которые позволят реализовать цели и задачи, стоящие перед системой начального образования.
В этой связи следует обратить внимание учителей начальных классов на методы и приемы образовательных технологий, наиболее эффективных при формировании читательской грамотности. Опыт показывает, что формирование читательской грамотности полностью зависит от грамотной работы педагога, который внедряет разнообразные формы работы в учебно-воспитательный процесс, а именно использует различные приемы и способы развития читательского интереса и читательской грамотности на уроке литературного чтения и создает необходимые для этого условия.
Наиболее эффективны и популярны среди творчески работающих педагогов приёмы таких технологий как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология продуктивного чтения, методика развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка. Причем отдельные приёмы данных технологий эффективны при изучении любого учебного предмета.
Выделяются две основные цели:
¨ чтение с целью получения опыта эстетического переживания и познания мира при чтении художественной литературы;
¨ чтение с целью получения и использования информации.
В связи с этими целями используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы и т.д.;
Основные группы читательских действий, обеспечивающих относительную полноту понимания текста:
• находить информацию, представленную в тексте в явном виде;
• делать на основе этой информации несложные выводы;
• интерпретировать и обобщать отдельные сообщения текста;
• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Организуя работу по формированию читательской грамотности необходимо не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в структуре урока литературного чтения.
При работе над формированием читательской грамотности некоторыми педагогами использовались следующие приемы работы:[2]
-        прием «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока обучающиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывали предположения о дальнейшем -      прием работы с вопросником. Данный прием был применен при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Обучающимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. При чем, вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
- прием «Мозговой штурм», который позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему. При данном приеме обучающиеся высказывают любое мнение, которое помогает решить задание;
- прием «Логическая цепочка». После прочтения текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает обычно при пересказе текста.
Другой образовательной технологией используемой в современной начальной школе, направленной на развитие читательской грамотности, является технология продуктивного чтения[3]. Название технологии говорит о том, что она противопоставляется «репродуктивному чтению», где основным результатом является репродукция (воспроизведение) прочитанного.
Технологии продуктивного чтения предполагает три этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения. Для того чтобы понять суть данной технологии сравним эти этапы с традиционной методикой. До чтения. Традиционный урок. Учитель готовит детей к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сейчас мы узнаем о…».
Продуктивное чтение: ученики прогнозируют содержание текста по его названию, иллюстрации, ключевым словам. Возникает мотивация к чтению. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. Продуктивное чтение: читаем и ведём диалог с автором – задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.
Авторы утверждают, что эта технология едина для всех учебных предметов, но специфика её реализации для уроков по различным дисциплинам и по возрастным группам учащихся, конечно же, есть. В полной мере эта технология реализуется на уроках литературного чтения.
Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка (Г.А. Бакулина)[4] позволяет активизировать работу учителя над  формированием таких умений как найти и извлечь (информацию из текста), интегрировать и интерпретировать (сообщения текста). Данная методика придает традиционной системе обучения развивающую направленность и позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Основными положениями методики являются:
1) систематическое использование антиципации (т. е. опережающего отражения окружающей действительности) на всех или большинстве структурных этапов урока русского языка;
2) целенаправленное развитие логического мышления учащихся;
3) повышение речевой активности школьников.
Использование этих и других образовательных технологий и авторских методик должно стать средством, а не целью в работе учителя начальных классов. Творческое использование традиционной и инновационных методик.
 В этой связи, формирование основ читательской грамотности будет эффективным, только при условии создания  комплекса следующих условий:
  • организация системы работы по формированию у младших школьников правильной читательской деятельности;
  • использование учебных заданий в учебной деятельности, позволяющих развивать читательскую компетентность, самостоятельность маленького читателя;
  • создание книжного интереса детей и родителей как основы успешного формирования грамотного читателя в семье;
  • учёт возрастных, психологических особенностей развития младших школьников.
Таким образом, для того чтобы достичь результата с учетом условий организации деятельности на уроке литературного чтения необходим целый комплекс учебных заданий, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников. Кроме того, педагогом должна проводится беседа с родителями обучающихся на тему роли семейного чтения художественной литературы совместно с детьми. Установлено, что для получения более высоких результатов необходима продолжительная работа в данном направлении.

 

Список источников и литературы

  1. Белькова А. Е., Чубак П. А. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1663-1666. — URL https://moluch.ru/archive/115/30871/ (дата обращения: 20.01.2020).
  2. Бунеева, Е.В.  Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.
  3. Бакулина Г.А., Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006. —216 с.
  4. https://sites.google.com/view/zadaniya-chtenie1-4klass/
 
 
[1] https://sites.google.com/view/zadaniya-chtenie1-4klass/
[2] Белькова А. Е., Чубак П. А. Методические способы формирование читательского интереса // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1663-1666. — URL https://moluch.ru/archive/115/30871/ (дата обращения: 20.01.2020).
[3] Бунеева, Е.В.  Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
[4] Бакулина Г.А., Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006. —216 с.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ