Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современные требования к уроку литературного чтения

Суворова Ольга Сергеевна
Статья предназначена для молодых специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь.
      В связи с модернизацией структуры и содержания начально образования стало понятно,  что старыми методами на уроке чтения невозможно реализовать современные цели начального обучения.
   Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребёнка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации
   Успех литературного чтения определяется прежде всего тем, насколько учитель четко и правильно определил цели данного конкретного урока Для этого необходимо:
В зависимости от целей, которые поставил учитель, возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения
1 Урок знакомства с произведением, автором
2 Урок чтения и осмысления произведения
3 Урок осмысления произведения
4 Урок развития речи
5 Урок работы с книгой
6 Урок контроля и оценки результатов
 
Это важно учесть учителю – работая над большим произведением. Первый урок – знакомство с новым произведением, проводится подготовка к восприятию произведения, его прослушивание или самостоятельное чтение, а также проверка первичного восприятия.
Следующий урок посвящается осмыслению произведения и проведению различных видов работы с текстом.
Возможно проведение заключительного или обобщающего урока по данному произведению, который будет уроком развития речи. На этом уроке проводятся следующие виды работы:
Кроме традиционных уроков необходимо обучать детей работе с художественными и научно – популярными книгами. Поэтому, рекомендуется при малейшей возможности приносить в класс детские книги, что бы совместно с классом читать и рассматривать их.
По структуре надо подбирать разные книги:
Работая с книгой, можно предложить следующие виды упражнений по ориентировке в книге или небольшой группе книг
  1. Опираясь на обложку и иллюстрации внутри книги дети стараются познакомиться с книгой и рассказать все, что можно,не читая текста
  2. Дают название группе книг, объединенных общей темой, жанром, принадлежностью перу одного автора)
  3. Делают предположения о том,можно ли созданную выставку книг дополнить той или иной книгой.
  4. Выбор книги из группы книг по параметрам: жанр, тема, сборник или нет?, знаком ли автор)
Урок контроля – текущий контроль проводится в процессе или в конце изучения раздела, что бы иметь возможность проверить уровень усвоения детьми изучаемого материала.
Итоговый контроль дает возможность   оценить предметные умения учащихся  за период ( чертверть,год)        
Определены основные требования к уроку литературного чтения:
  1. Предполагает взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Однако следует последовательность работы с текстом:
  1. Эмоциональность.Если учитель не затрагивает эмоциональную сферу детей, то урок превращается в формальные рассуждения о нравственности
  2. Учет жанровой специфики литературноо произведения и его художественного своеобразия, особенности использования языковых средств
  3. Разумное сочетание заданий и упражнения аналитического и синтетического характера
  4. Контроль уровня сформированности читательских и речевых умений