Литературные викторины, как способ развития интереса к чтению
учитель начальных классов
и воспитатель ГПД ГБОУ школа № 589
Колпинского района Санкт-Петербурга
не заставите читателя познать
мир через скуку. Читать
должно быть интересно.
А.Н. Толстой
С. Я. Маршак писал: “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”.
Таким образом, чтение — это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он дает незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.
Основная задача педагога — воспитание у детей любви к книге, воспитание тех самых талантливых читателей, о которых писал Маршак.
Современные дети, избалованные обилием телевизионных передач, огромным выбором компьютерных игр, не очень охотно берутся за книгу, хотя полки книжных магазинов и библиотек привлекают внимание маленьких читателей красочными изданиями. В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач
Как помочь детям полюбить литературу? Как заинтересовать ребенка, чтобы он сам потянулся к книге?
Одним из путей решения этой проблемы я вижу в проведении литературных викторин. Соревновательный дух захватывает детей, заставляет более вдумчиво читать произведение, запоминать не только главные детали, но и незначительные, ведь победа команды зависит от того, насколько внимательно дети прочитали книгу.
Основными задачами такой работы вижу:
- прививать любовь к чтению;
- обогащать опыт общения детей в коллективе;
- учить организовывать досуг;
- помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
- расширять словарный запас учащихся.
- формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
- развивать интерес к чтению;
- расширять читательский кругозор;
- развивать речь и обогащать словарный запас детей;
- создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;
- развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу, воспитывать внимательное отношение к своим друзьям и учить дорожить дружбой.
- Литературные викторины на уроках и вне уроков
- КВН по произведениям
- Тесты по темам на уроках литературного чтения
- Бренй-ринги по произведениям
- Недели книги
- Классные часы
- Тематические родительские собрания
- Экскурсии в библиотеку
- Уроки внеклассного чтения
- Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
- Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
- Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
- Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
- Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
- Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
- Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
- Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
- Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
- Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Показателем эффективности привития любви к чтению можно считать:
-сформированность коммуникативных навыков учащихся;
-устойчивый познавательный интерес к чтению и изучению литературы, желание участвовать в различных конкурсах;
- правильное, осознанное чтение.