Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Д. Хармс «Врун», «Как Володя быстро под гору летел». 
Игра в слова. Стихотворения-лимерики

Печенюк Юлия Борисовна
учитель ГБОУ гимназия № 528
Невского района Санкт-Петербурга
Тема Д. Хармс «Врун», «Как Володя быстро под гору летел».
 Игра в слова. Стихотворения-лимерики.
Цель Продолжить знакомить детей с творчеством Д.Хармса. Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для создания собственного стихотворения-лимерика.
Задачи
  1. Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;
  2. Научить создавать свой текст по алгоритму (лимерик)
  3. Упражнять в выразительном чтении юмористического произведения
  4. Выполнять оценку учебных действий
  5. Воспитывать интерес к творчеству детских поэтов.
  6. Развивать внимание, умение подбирать рифмы,
  7. Представлять результат своей деятельности
Планируемые результаты
Предметные умения Метапредметные умения Личностные умения
- ориентироваться в особенностях жанра «абсурд, чепуха»
- читать выразительно текст;
- анализировать  художественное произведение по форме и содержанию;
- формулировать значение слов «абсурд», «юмор», «небывальщина», «рифма»;
- составлять собственный юмористическое произведение - лимерик, используя схему-алгоритм
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания;
- использовать приобретенные знания по теме при выполнении задания;
- определять понятия, устанавливать аналогии.
- ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- работать с текстом, схемой, иллюстрациями и др.
Регулятивные умения:
- понимать свои интересы, увидеть проблему,
задачу. Выражать её словесно;
- выполнять учебные действия по плану;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью
- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёров высказывания в рамках учебного диалога;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- адекватно взаимодействовать с партнёрами в рамках учебного диалога.

 
  • Проявлять:
- позитивное отношение к чтению и желание читать юмористические произведения
- интерес и творческое отношение к созданию собственного юмористического произведения
  • Осознавать и называть свои
ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учебе и вне ее в соответствии со своими интересами).
Организация образовательного пространства
 
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Музыка (выполнение ритмических упражнений)
Русский язык (подбор синонимов, понятие «ударный слог»)
Окружающий мир
Информационный материал
Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, ч 1, с 90-113. Тема «Весёлый хоровод»
Демонстрационный материал
Презентация «Весёлый хоровод»
Интерактивный материал
Карта темы, памятка-алгоритм «Лимерик»; музыкальный клип «Финская полька» (для физ. минутки)
Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями.
Фронтальная;
Индивидуальная
Парная

 
Ход урока
  Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать к чтению и созданию юмористических произведений         -- Вы знаете?
        Вы знаете?
        Вы знаете?
        Вы знаете?
     Ну, конечно, знаете!
     Ясно, что вы знаете!
        Несомненно,
        Несомненно,
     Несомненно знаете!
 
     -- Нет! Нет! Нет! Нет!
     Мы не знаем ничего,
     Не слыхали ничего,
     Не слыхали, не видали
     И не знаем
     Ничего!
 
     -- А вы знаете, что У?
     А вы знаете, что ПА?
     А вы знаете, что ПЫ?
     Что у папы моего
     Было сорок сыновей?
     Было сорок здоровенных --
     И не двадцать,
     И не тридцать,--
     Ровно сорок сыновей!
 
     -- Ну! Ну! Ну! Ну!
     Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
     Еще двадцать,
     Еще тридцать,
     Ну ещ? туда-сюда,
     А уж сорок,
     Ровно сорок,--
     Это просто ерунда!
 
Кто узнал произведение? Кто может назвать автора?
 
Чем сегодня на уроке будем заниматься? Обратимся к карте темы.

 
Опережающее задание для 1 ученика. Чтение в паре с учителем начала стихотворения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Д. Хармс.
 
План урока:

 
  1. Узнаем новое о творчестве Д.Хармса
  2. Почитаем и поиграем в стихотворения автора
  3. Стихотворения- лимерики.
Актуализация необходимых знаний
Цель – систематизировать полученные знания На столах распечатки. Прочитайте. Что уже было известно? Что нового узнали?
 
 
 
 
Продолжим игру?
Слайд № 1. Каково построение текста стихотворения? (вопрос-ответ). Что общего в содержании вопроса и ответа (дети называют строчки).
 
 
Какое вы бы дали название произведению? Докажите.
 
Анализ произведения.

 
  1. Прочитаем стихотворение ещё раз.
 
-Сколько действующих лиц в стихотворении?
- В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог)
- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли это?
-Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова?
 (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)
- Что отвечают ему ребята? Что это означает? (Они заинтересовались, им  любопытно)
- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)
- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?
- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

 
  1. Какое же из предложенных названий подходит больше других?
 
 

 
Работа с карточками. Новое: журналы детские 30-40 годы. Любовь к розыгрышам и играм со словами.
Листочки вклеить, подчеркиваем важное цветным карандашом.
 
 
 
 
Чтение оставшихся строф стихотворения. Учитель читает, ребята отвечают (на доске опорные слова)
 
 
Работа с распечатками.
Организация познавательной деятельности
Цель -  учить выполнять учебные действия в соответствии с планом;
-учить представлять результаты своей деятельности.
3. Давайте и мы поиграем вместе с героями стихотворения и придумаем  свою фантазию, попробуем подражать Даниилу Хармсу.
 
 — Скажите, на сколько частей можно разделить стихотворение? (6)
 
1 — вступление, начало игры.
 
2-6 — различные выдумки героя.
 
- Как построены 2-6 части (одинаково) .
 
- Найдите слова, которые повторяются в каждой части, подчеркните их во 2 части.
- Составьте из фрагментов ещё одну часть стихотворения.( работа в парах)
 
- Прочитайте, что у вас получилось.
 
 
 — Давайте сочиним вместе небывальщину про корову. На сколько частей
 нужно разделить это слово? (3)
 
-Что получилось? А вы знаете, что КО?
 А вы знаете, что РО?
 А вы знаете, что ВА?
 
- Придумываем невероятное предположение.
 
 Что корова, что Бурёнка
 Ровно тысячу лет жила!
 
- Подбираем сравнение, причём каждое последующее должно быть еще  более неправдоподобным.
 
 И не двести, и не триста,
 Ровно тысячу лет жила.
 
- Что отвечают ребята?
 
 Ну! Ну! Ну! Ну!
 Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
 Ну, хоть двести, ну, хоть триста,
 Ну, ещё туда — сюда.
 Чтобы тысячу лет жила,-
 Это просто ерунда!

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети работаю в парах, могут совещаться в 4-ках. Продумывают выступление.
Физкультминутка (повтори ритм под музыку)
Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – научить использовать приобретённые знания и умения для создания текста.
 

 
Мы с вами будем учиться сочинять лимерики – стихи-нелепицы. 
Название этого слова появилось благодаря ирландскому городу Лимерику. 
Там такие стихи и по сей день можно услышать чуть ли не на каждом углу. 


Задание:
Найдите особенности построения стихотворения (формы). Для сравнения даю 2 лимерика (на доске):
 
Анализ формы:
- Что общего вы заметили у этих лимериков? (Пять строчек: первая, вторая и пятая строчки рифмуются между собой; четвертая рифмуется с третьей)

 
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней не встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме.
 
Анализ содержания:
- Какой вопрос можно поставить к первой строчке? (Кто? Откуда?) 
- Ко второй строчке? (Какой?)
- К двум следующим? (Что произошло?) 
- К последней? (Чем кончилось?) Названные вопросы учитель записывает на доске
 
 
 
 
Условно лимерик можно изобразить так (на доске схема лимерика):
 
 
 
 
 
 
 
 
При анализе формы дети выявляют признаки, значения которых выносятся на доску:
  • пять строк;
  • рифма между первой, второй и пятой строками;
  • рифма между третьей и четвертой строками;
  • последние слова первой и пятой строк совпадают;
  • ритм первый, второй, пятой строк совпадают;
  • ритм третьей и четвертой строк совпадают.
 
При анализе содержания получаем следующее:
  • 1 строка - объект;
  • 2 строка - описание или сравнение объекта;
  • 3 строка - событие;
  • 4 строка - последствие этого события;
  • 5 строка - вывод, заключение.
 
 
  Задание: прочитайте лимерики на распечатках. Правильно ли мы вывели схему лимерика?
Выберите стихотворение, которое больше всего понравилось. Прочитайте его. Что важно учесть? (интонации, смеются слушатели, а не чтец)
Карточки-задания (приложение № 1)
Дети читают, анализируют. Готовят прочтение выразительное.
  А теперь попробуем сами сочинить лимерик.
Задание: На распечатках дано начало лимерика, подбираем продолжение в соответствии со схемой.
Дети сочиняют лимерик. Помогаю наводящими вопросами. У детей карточки-задания (приложение № 2)
 
Один джентельмен втихомолку
Забрался на …………..…  елку.
Он ………………. пирог 
И ………………. сорок.
На ту же слетевшихся елку.

Один старикашка с косою  
Гонялся …………. за осою. 
Но в четвертом часу 
…………………… косу 
……………………….укушен осою. 
 
Чтоб улучшить себе настроение,
Дама сыпала перец в варенье.
………………………. съедала,
……………………….. чихала,
…………………………..огорчения.
 
Пожилая старушка из Бреста
……. шляпу ………….из теста.
……………………… глоточек
…………………кусочек
……………………………. из Бреста.
 
Разболелся у волка живот.
……………………….. ревет,
Потому что ………………
……………………………. котлет
……………………………………..проглот
 
 

 
Рефлексия
Цель – учить соотносить полученный результат с поставленной целью;
Оценивать результат своей деятельности;
Оценивать результат учебной деятельности.
Напишем лимерик, который будет отражать вашу сегодняшнюю работу. Карточки-задания (приложение № 3)
 
Мы сегодня писали стихи
………………………они
………………………напишу
……………………….рассмешу
………………………………….
 
Мы сегодня писали стихи
………………………они
…………………….не буду писать
……………………..гулять (…)
……………………………………..
Домашнее задание Напишите лимерики для сборника.  
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1
Стихотворения-лимерики:

 
Бабка Ёжка слегка похудела,
За неделю полкоржика съела,
Но Кощей ей принес
Разноцветный поднос
С "Чупа-чупсами" и "Рафаэлло".

 
Очень юная леди, бывало,
Даже летом к столу примерзала.
Съест штук пять эскимо
И кричит: "Мо-мо-мо,
Можно мне потеплей одеяло?"

 
К старичку одному на окошко
Забирались бродячие кошки,
И мяукали в лад
С ним все песни подряд.
Пес подыгрывал им на гармошке.

 
Одна мисс, что живет в Амстердаме,
Говорит другой чопорной даме:
"Представляешь, я  днем
Выхожу босиком
Погулять по проспекту в пижаме!"

 
Надоело котам в Абакане
От безделья дремать на диване,
Сев за первую парту
Изучают с азартом
Поведение мышки в капкане.

 
Заболел у соседки  петух,
Потерял он и голос, и слух,
Но забавней всего,
Что поют за него,
На заборе бычок и пастух.
 

 
Одна юная леди из Нежина
Была собственной мамой изнежена:
Ни заправить кровать,
Ни носки постирать
Не умела та леди из Нежина.

 
Захотела коза нарядиться,
Заказала два платья из ситца,
Три коротеньких юбки,
Из овчины две шубки
И духи, чтоб потом подушиться.

 
 
     Приложение 2
Продолжи лимерики:
Один джентльмен втихомолку
Забрался на …………..…  елку.
Он ………………. пирог 
И ………………. сорок.
На ту же слетевшихся елку.


 
Один старикашка с косою  
Гонялся …………. за осою. 
Но в четвертом часу 
…………………… косу 
……………………….укушен осою.

 
Чтоб улучшить себе настроение,
Дама сыпала перец в варенье.
………………………. съедала,
……………………….. чихала,
…………………………..огорчения.

 
Пожилая старушка из Бреста
……. шляпу ………….из теста.
……………………… глоточек
…………………кусочек
……………………………. из Бреста.

 
Разболелся у волка живот.
……………………….. ревет,
Потому что ………………
……………………………. котлет
……………………………………..проглот
 
 
Приложение 3
Оцени свою работу на уроке:

 
 
Мы сегодня писали стихи
До чего же………………они
………………………напишу
……………………….рассмешу
……………………………стихи

 
 
Мы сегодня писали стихи
До чего же ………………………они
…………………….не буду писать
……………………..гулять (…)
……………………………стихи

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ