Методические рекомендации по работе над текстовыми задачами
Анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение – именно в начальной школе закладывается основа развития логических УУД.
Важным разделом в преподавании математики являются текстовые задачи. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода ее на язык математических отношений. Для формирования истинного умения решать задачи учащиеся прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию.
Умение решать текстовые задачи – показатель уровня математического развития обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала. При решении текстовых математических задач у обучающихся формируются:
- личностные УУД,
- метапредметные УУД,
- предметные УУД,
В традиционной школе активно формируется у учащихся умение решать задачи определённых типов.
При этом подходе дети сначала учатся решать простые задачи, а затем составные, включающие в себя различные сочетания простых задач.
Методика обучения решению простых задач каждого вида сориентирована на три ступени: подготовительную, ознакомительную, закрепление. Работа с каждым новым видом составных задач ведётся так же.
Решение составных задач сводится к разбиению их на ряд простых задач и последовательному решению. Поэтому необходимым условием для решения составной задачи является твёрдое умение детей решать простые задачи, входящие в составные.
Процесс решения каждой составной задачи осуществляется поэтапно:
- Ознакомление с содержанием задачи.
- Поиск решения задачи.
- Составления плана решения.
- Запись решения и ответа.
- Проверка решения задачи.
Есть и другой подход к обучению решения задач: научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей. Это метод развивающего обучения. Различие поставленных целей обуславливает разные методические подходы к обучению решения задач.
При другом подходе процесс решения задач (простых и составных) рассматривается как переход от словесной модели к модели математической или схематической.
В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста). Естественно, учащиеся должны быть подготовлены к этой деятельности. Поэтому знакомству младших школьников с текстовой задачей должна предшествовать специальная работа по формированию математических понятий и отношений, которые они будут использовать при решении текстовых задач. До знакомства с задачей учащимся необходимо приобрести определённый опыт в соотнесении предметных, текстовых, схематических и символических моделей, которые они смогут использовать для интерпретации текстовой модели.
Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность следующих навыков:
- навыка чтения;
- представления о назначении действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», «разностного сравнения»:
- основных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения;
- умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;
- умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
- умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.
Этапы решения задач:
- Восприятие задачи (анализ текста).
- План поиска решения.
- Выполнение плана.
- Проверка.
- Рефлексия.
При решении задач происходит формирование таких универсальных учебных действий:
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
- использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
- понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
- выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
- пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
- выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
- использовать простые речевые средства для выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
- участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
- взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках математики;
- принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
- сравнивать различные варианты решения учебной задачи; под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
- элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
- стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
- элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Список литературы
- Г.Т.Дьячкова «Математика Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград:Учитель, 2007
- Л.В.Шелехова «Сюжетные задачи по математике в начальной школе» - М., Чистые пруды, 2006
- М.А.Бантова, Г.В,Бельтюкова «Методика преподавания математике в начальных классах», - М., Просвещение, 1984
- Н.Б.Истомина «Методика обучения математике в начальных классах», - М., ACADEMA, 2001
- Н.Б.Истомина «Методические рекомендации к учебнику «Математика» - ассоциация ХХ век, 2010
- С.А.Зайцева, И.И.Целищева «Решение составных задач на уроках математике» - М., Чистые пруды,2006
- С.В.Царёва «Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий» - Начальная школа, №4. 2004г.
- Т.В.Смолеусова «Этапы, методы и способы решения задачи» - Начальная школа, №12. 2003г.