Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение геометрического материала на уроках математики в начальной школе


Янькова Анна Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается он на уровне знания – знакомства. Учащиеся практически различают фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге. В процессе изучения геометрического материала на уроках математики развиваются такие психические процессы как: внимание, память, воображение, восприятие, логическое мышление, пространственная ориентировка, речь. Во время изучения геометрического материала у учащихся формируются умения конструировать, преобразовывать фигуры, развивается познавательный интерес. Геометрический материал встречается также не только на уроках математики, но и на роках ручного труда (аппликации, составление различных композиций из геометрический фигур), ИЗО (рисование овощей, фруктов похожих на различные геометрические фигуры: яблоко – круг, груша- треугольник, огурец – овал и т. д.).
Основными задачами изучения геометрического материала в начальной школе являются:
  • формирование у учащихся четкий представлений и понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямые, кривые и ломаные линии, отрезок, многоугольники, углы, окружность, круг, центр и радиус круга;
  • формирование практических измерений и построения геометрических фигур с помощью чертежных и измерительных инструментов и без них;
  • развитие пространственного воображения.
Цели обучения геометрии в начальной школе:
  • создание комфортной познавательной среды для обучающихся;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие образного мышления;
  • создание условий для развития вербально – логического мышления.
Важно отметить, что в геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от других свойств: массы, цвета… Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, т. е. логически мыслить, поэтому геометрический материал очень важно изучать на уроках математики в начальной школе.
На уроках математики можно использовать различные задания:
  1. Графический диктант по клеточкам (например: получение квадрата - поставить точку, от нее отступить вправо 5 клеток, затем - 5 клеток вниз, потом – 5 клеток влево, далее – 5 клеток вверх).
  2. Представленные геометрические фигуры запомнить, разложить или зарисовать по памяти (например: синий квадрат, красный круг, коричневый прямоугольник).
  3. Продолжить геометрический ряд (например: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал).
  4. Дорисовать геометрическую фигуру (например: начерчены два основания и одна боковая сторона у прямоугольника, нужно дочертить вторую сторону фигуры).
  5. Составить с помощью счетных палочек или бумажных полосок геометрические фигуры (различные многоугольники).
  6. Разгадывание загадок о геометрических фигурах (например: у какой геометрической фигуры все стороны равны – квадрат, у какой фигуры три угла – треугольник).
  7. Физминутка: сделать столько хлопков в ладоши, сколько в треугольнике углов (3), сделать столько наклонов, сколько сторон у квадрата (4).
  8. Представленные геометрические фигуры разделить на группы:
- по размеру (например: маленькие и большие);
- по цвету;
- по количеству углов, сторон;
- по названиям (например: многоугольники и круги).
9. На рисунке найти предметы, которые напоминают геометрические фигуры, различные линии (например: солнце – круг, лучи – прямые линии; облако – замкнутая кривая линия).
10. Назвать из каких геометрических фигур состоит рисунок животного, птицы. Сосчитать количество (например: лягушка – треугольник, овал, 2 круга, всего 4 фигуры; утенок – 4 треугольника, круг, овал, всего 6 фигур).
11. Найти лишнюю фигуру, объяснить свой выбор (например: квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, пятиугольник; лишняя фигура – овал, т. к. он не многоугольник).
12. Закрасить фигуры различными цветами (например: треугольники – красным, квадраты – синим, овалы – коричневым).
13. Достроить фигуру (например: треугольник до квадрата).
14. Получить из одной фигуры несколько (например: из прямоугольника – два квадрата, два треугольника).
15. Собрать пазлы с изображением геометрических фигур (например: из нескольких частей собрать одну фигуру).
16. В классе найти предметы, напоминающие геометрические фигуры, линии (например: дверь, парта, доска – прямоугольник, окно – квадрат, указка – прямая линия).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ