Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О формировании творческого мышления
школьников на уроках математики

Барышева Виктория Игоревна
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе, которая играет большую роль в подготовке к творческому труду. Именно в школьном возрасте развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность. Каковы же условия формирования творческого мышления школьников?
Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо, прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании основы для воображения. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, тем более сложные математические задания выполняют дети. Поэтому развитие творческого мышления зависит от формирования умений и навыков, а также оно неотделимо от развития математического «языка». Школьники должны уметь словесно описывать способы решения задач, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения, работать с диаграммами и таблицами.
Ребенок может войти в мир творчества, только через преодоление трудностей, решение проблем. Одним из условий формирования творческого мышления учащихся является постановка перед детьми проблемных ситуаций. Проблемное обучение играет большую роль в развитии творческого мышления учащихся. Проблемность при обучении математики возникает совершенно естественно. В математике, практически, все текстовые задачи и упражнения, решаемые не по готовому алгоритму, и есть своего рода проблемы. Из «проблемных» упражнений можно выделить  задания: «найдите ошибку», «помогите решить задание», «помогите рассудить, кто прав». Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, развивает аналитическое мышление. Учебная  деятельность для учащихся становится более привлекательной, если она основана  на постоянных трудностях. В результате проблемности при обучении, математика превращается для школьников в увлекательную игру. 
Для развития творческого мышления учащихся большую роль играет создание благоприятного психологического климата процесса учения, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. Поэтому, на уроках детей желательно называть по именам. Учителю стараться давать слово каждому желающему высказаться, не отчитывать слабых учащихся перед всем классом.
Развитию познавательных сил, творческого мышления и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию способствует процесс выполнения работ творческого характера. В учебниках математики 5-6-х классов (автор Н.Я. Виленкин и др.) содержится много интересных и полезных сведений об истории, технике, окружающем мире. В этих учебниках размещены творческие задания: занимательные и игровые. Задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи являются мощным инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Эти задания вызывают интерес к предмету и способствуют успешному изучению математики. Из опыта работы можно убедиться, что творческие задания стимулируют познавательную активность даже самых слабых учащихся. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала. Например задание: из приведенных ниже фигур выполните объекты, заданные в квадратах, каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размер, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.
Для дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования творческой активности школьников необходимо использовать внеурочную деятельность. Именно на этих занятиях ребята занимаются групповой или индивидуальной  научно-исследовательской работой, что характеризует более высокую, творческую познавательную деятельность школьников. Учащиеся создают мини-проекты, участвуют в «круглых столах», дискуссиях, пишут исследовательские работы, с которыми затем выступают на научно-практических конференциях. Кроме того занятия внеурочной деятельности для решения творческих заданий позволяют использовать задачи цифровых онлайн- платформ. Например: Учи.ру, Яндекс.Учебник. Ребята с большим удовольствием решают занимательные задачи, а затем участвуют в дистанционных олимпиадах и конкурсах, получая грамоты, дипломы и призы.
 
Подготовка  к творчеству каждого растущего человека одна из актуальнейших проблем современной школы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, педагоги должны приложить максимум усилий. Всем нам надо помнить, что творчество учащихся – это всегда отзвук творчества самого учителя.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ