Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы с текстовыми
задачами 
в начальной школе

Александрова Евгения Николаевна,
учитель начальных классов
 ГБОУ № 192 «Брюсовская гимназия»
Калининского района Санкт-Петербурга
     Проблема формирования метапредметных знаний младших школьников на уроках математики актуальна. В качестве средств обучения формированию метапредметных знаний можно использовать текстовые задачи.
     Решение задач является важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой усваивается система математических знаний, умений и навыков. Именно задачи являются тем средством, которое в значительной степени направляет и стимулирует учебно-познавательную активность школьников. Следует отметить, что текстовые задачи традиционно считаются для учащихся одними из самых сложных.
     Текстовые задачи выполняют воспитательные функции: учащиеся знакомятся с явлениями окружающей действительности, имеющими важное значение и являющимися основой для формирования личностных качеств.
     Важнейшими особенностями начального курса математики является то, что рассматриваемые в нем понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Обучая учащихся решению задач разных типов, учитель имеет возможность формировать у них: общие методы решения математических задач, определенный круг умственных умений и логических задач.
     Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого нужно не только вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
     Основой решения текстовой задачи состоит в том, что решаются две разные, хотя и взаимосвязанные проблемы: перевод содержания задачи на математический язык и собственно решение задачи средствами математики.
     Решая текстовые задачи, учащиеся знакомятся с понятиями, имеющими важное значение в повседневной жизни.
      Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; умение кратко, четко и правильно излагать свои мысли.
Решение задач разными способами, получение из нее новых, более сложных задач и их решение в сравнении с решением исходной задачи создает предпосылки для формирования у ученика умения находить свой «оригинальный» способ решения задачи, воспитывает стремление вести «самостоятельно поиск решения новой задачи», той, которая раньше ему не встречалась.
      Работая в начальной школе, я пришла к выводу, что детям порой не хватает практики  в решении задач. Для расширения практики  я использую   карточки для отработки навыков решения задач. Задачи на каждой карточке выдаются ученику в начале учебной неделе. В течение недели дети решают предложенные задачи самостоятельно как в школе, так и в группе продленного дня. Учитель  после уроков дает индивидуальную консультацию по мере надобности. Задачи решаются в отдельной тетради «Задачнике».  Такая работа с задачей способствует отработке навыка решения задач  конкретного вида, что дает ученику уверенность в решении задач не только этого вида, но и более сложных задач. Дети получают моральное удовлетворение.  Решение задач также повышает вычислительную культуру учащихся. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений, перевода на математический язык реальных жизненных ситуаций. Без систематической отработки навыка в решении задач очень сложно достичь  хороших результатов. Естественно, что за период начального обучения сформировать такое умение решать задачи невозможно. Это длительный и кропотливый путь, для которого начальная школа является только первым, хотя и чрезвычайно важным звеном.
Примеры карточек для учеников 2-3 классов.
Карточка №1
1.На аэродроме стояло 32 самолета, 11 вертолетов, а дельтапла­нов столько, сколько самолетов и вертолетов вместе. Сколько летательных аппаратов стояло на аэродроме?
2. В зарослях водорослей жило 46 морских коньков. Из них 23 отправились в дальнее плавание, а 12 переселилось в затонув­ший корабль. Сколько коньков осталось жить в зарослях?
3. Для кафе закупили 24 вилки, столько же ножей, а кружек - на 32 меньше, чем ножей и вилок вместе. Сколько кружек заку­пили для кафе?
4. Заказали как-то 20 мальчиков и 30 девочек ящик мороженого -80 порций. Сколько порций оказалось лишними, если каждый ребенок съел по одной порции?
5. На верфи изготовили 79 якорей. 62 якоря установили на суда. На сколько меньше якорей осталось, чем было использовано?
6. Мастерице заказали 86 шляпок из соломки. За неделю она сплела 54 шляпки. На сколько меньше шляпок осталось спле­сти мастерице, чем она сплела?
7. В летном училище есть 23 самолета с пропеллерами, а реак­тивных - на 11 меньше. Сколько всего самолетов в училище?
8. Аптекарь изготовил 23 флакона микстур от кашля, от бессон­ницы - на 12 флаконов больше, а от головной боли - на 21 флакон больше, чем от бессонницы. Сколько флаконов мик­стуры от головной боли изготовил аптекарь?
9. В одном аквариуме жило 20 рыбок, в другом - 13, а в третьем, огромном - на 22 рыбки больше, чем в первых двух вместе. Сколько рыбок жило в третьем аквариуме?
10. В магазине было 75 пачек яблочного сока, ананасного - на 12 пачек меньше, а сливового - на 31 пачку меньше, чем ананас­ного. Сколько пачек сливового сока было в магазине?
 
Карточка №2.
  1. В магазине выставили 45 обычных велосипедов. Их оказалось на 36 больше, чем горных, но на 28 меньше, чем гоночных. Сколько всего велосипедов было в магазине?
  2. Масса медвежонка 76кг, что на 21кг больше, чем масса бегемотика. Какова масса маленького носорога, если бегемотик его легче  на 18кг?
  3. На бал было приглашено 685 гостей. Из них дам было 467, а остальные – кавалеры. На сколько кавалеров было меньше, чем дам?
  4. В картинной галерее 3 выставочных зала. В первом собрано 87 пейзажей, во втором  - на 26 натюрмортов больше, а в третьем – на 35 портретов меньше, чем пейзажей и натюрмортов вместе. Сколько картин выставлено в картинной галерее?
  5. В заповеднике жило 857 обезьян. Из них 126 горилл, 362 шимпанзе, а остальные макаки. Сколько макак жило в заповеднике?
  6. На лужайке жило 40 синих бабочек, 50 белых бабочек и 30 жуков. На сколько больше жуков, чем бабочек, жило на лужайке?
  7. Маша собрала 850г грибов. Мухоморов было 110г, лисичек – 320г, а остальные – белые. На сколько больше белых грибов, чем лисичек собрала Маша?
  8. В книге 520 страниц. В первый день знаток прочитал 115 страниц, во второй день – на 70 больше. Сколько страниц осталось прочитать?
  9. В первый день крокодильчик наплакал 230 слезинок, во второй – на 110 меньше, а в третий столько, сколько в первый и второй вместе. Сколько слезинок наплакал крокодильчик за три дня?
  10. В первый и во второй день кабан проспал 25 мультфильмов, во второй и третий – 27. Сколько мультфильмов просыпал кабан каждый день, если всего он проспал 40 мультфильмов?
 
 Карточка №3.
1. Сторона квадрата равна 3см.  Найди периметр и площадь  этого квадрата.
2. Ширина прямоугольника 5см, а длина на 4 см больше. Найди площадь и периметр прямоугольника.
3.  Длина прямоугольника 6см, а ширина 2см. На сколько  больше  периметр этого прямоугольника, чем площадь?
4. Длина прямоугольника 60мм, а ширина на 4см меньше. Найди площадь и периметр этого прямоугольника.
5. Участок земли имеет прямоугольную форму, длина которого 180см, а ширина на 2дм меньше. Он обнесен проволокой в 2 ряда. Сколько   дм проволоки потребовалось?
6.Желтоголовый королек весит 5 граммов. Сколько весят два    королька?
7. Яйцо скворца весит 6 граммов. Сколько весят 2 яйца?
8.Яйцо обычного перепела весит 7 граммов. Сколько весят 2  яйца?
9.Дятел выдолбил весной 2 дупла. На строительство каждого ушло по 3 дня. Сколько дней строил гнезда дятел?
10.Глухарь весит 6 кг. А какой вес нужно выдержать сосновой  ветке, если на нее сядут 2 одинаковых глухаря?
11.Вороны насиживают яйца три недели. Сколько дней насижи­вают яйца вороны?
12.В 2 скворечниках поселилось по 2 скворца. Сколько скворцов поселилось в этих скворечниках?
13.Синичка 2 раза принесла птенчикам по 5 мошек в клювике. Сколько всего мошек принесла синичка за 2 раза?
14.Грач приносил своим птенцам по 6 червей 2 раза. Сколько все­го червей принес грач?
15.2 серые цапли съели на завтрак по 8 лягушек. Сколько всего лягушек было съедено цаплями?
16.Папа дятел и мама дятел принесли своим птенцам по 8 жуков короедов. Сколько короедов принесли за раз родители дятлы?
 
Карточка № 4.
1. Дети посадили 3 ряда роз по 8 кустиков в каждом ряду  и пять рядов роз по 4 кустика в каждом.  Сколько всего кустиков роз посадили дети?
2. Ася купила 3 ручки по 4 рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?
 3.  Продавец магазина выдала из холодильника 8 покупателям по 2 стаканчика йогурта и еще 9 стаканов ряженки. Сколько ста­канов ряженки и йогурта выдала из холодильника продавец?
4. В магазине 6 посетителей взяли па 2 пакета кофе в зернах и 7 пакетов молотого кофе. За сколько пакетов кофе необходимо заплатить?
 5.  Компания из 4 приятельниц заказала по 2 чашки кофе и одно пирожное на всех. На сколько больше чашек кофе, чем пи­рожного, заказала компания?
6. В пяти клетках по 2 канарейки. Подарили 4 птицы. Сколько канареек осталось*
7. На уборке урожая работали 2 бригады по 8 человек. После обеда ушли 3 человека. Сколько человек осталось?
8. Площадь прямоугольника 18см2, а ширина 3 см. Найди периметр этого прямоугольника.
9*. Коридор и комната имеют одинаковую длину. Площадь комнаты 35м2, а площадь коридора 7м2.. ширина комнаты 5м. узнай, чему равна ширина коридора.
10*. Периметра участка прямоугольной формы равен 1дм 6см, а ширина 2см. какова его площадь?
 
Литература
  1. Истомина Н.В. Методика обучения математике в начальных классах. Ярославль, ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. 288 с.
  2. Математика:3класс:Сборниктекстовыхзадач/М.В.Беденко.—2-е изд. — М.: 5 за знания, 201— 112 с. ISBN 978-5-98923-547-6

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ