Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие гибкости мышления младших школьников

Никольская Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 134 имени С. Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

          Федеральный государственный образовательный предполагает на выходе детей из начальной школы овладение учеником следующих умений:
  1. определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей, находить ошибки и их исправлять;
  2. учебное сотрудничество: умение договориться; распределять работу, оценивать свой вклад в общем результате деятельности .
          В настоящий момент ученик начальных классов уже не может выступать в виде «копилки знаний, умений и навыков». Сегодня необходимо вести речь об «активном усвоении» и «активных методах обучения», о «деятельности ученика» [1].
Однако современный ученик начальных классов (из-за своих возрастных особенностей) ещё недостаточно владеет умением действовать  в новой нестандартной учебно-практической ситуации. Поэтому, с целью развития у детей основных психических процессов, на математическом материале, с помощью учебно-поисковой деятельности была разработана и апробирована программа дополнительного образования  «Развиваем гибкость мышления».
Под   развитием  гибкости  мышления мы подразумеваем развитие воображения и творческих способностей ребёнка, умение найти выход из нестандартной ситуации, используя  все  логические структуры  мышления.
Дети стараются «увидеть» в каждом «предмете» его разные стороны, свободно фантазировать, направлять творческие возможности на поиск различных способов решения  задач  и  попытку создать свой новый «продукт».
Такой вид деятельности повышает интерес школьника к математике, развивает его способность к исследованиям. С этой целью предлагаем в педагогической деятельности (внеурочная деятельность, ОДОД) вести занятия по Программе, которая  рассчитана на два года обучения (3 и 4 класс), общим объёмом 68 часов (3 класс-34 часа, 4 класс-34 часа).
Изучение курса предполагает некую последовательность изложения  занятий по авторским методическим разработкам. Занятие проводится со всем классом один раз в неделю, продолжительностью 45 минут.
Строится оно  в следующей  последовательности: 1 этап - разминка «Мозговой штурм», игры с движением на внимание (физкультминутка), 2 этап - работа в группе (коллективно-творческое дело), 3 этап - индивидуальная творческая работа.
         Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) позволили определить гибкость как творческий процесс совершенствования своего мышления, сознания, интеллекта, личности,  стремление выйти из нестандартной ситуации, используя свои способности.
         По мнению Давыдова В.В., сейчас в современном обучении всё больше приобретают значение особые виды учебной деятельности: проектирование, конструирование, программирование, планирование.
Характерной их особенностью является не изучение того, что уже существует, а создание «новых продуктов» и одновременно познание того, что лишь может возникнуть [2].
Задачей современного учителя начальных классов становится  задача научить ученика тем способам работы, которые позволили бы ему  дальнейшем самостоятельно конструировать для себя способы работы с новым материалом.
А затем и самостоятельно решать проблему: «Как научить самого себя действовать быстро и правильно?»
Современные школы с внедрением ФГОС постепенно становятся школами полного дня,  что несомненно обеспечивает сочетание основного образования с дополнительным в урочной и внеурочной деятельности. Внеклассные занятия по данной программе позволят не только  раскрыть  творческие способности  детей, но и подготовить их к олимпиаде по математике.
Цель программы: научить детей сознательно использовать основные логические структуры мышления при нахождении нескольких способов решений учебно-практических, творческих и проектных задач.
Задачи:
  • развивать  логическое мышление (операции сравнения, анализа, обобщения, гибкость мыслительных процессов), ориентируя деятельность детей на творческое начало, на приобретение собственного опыта творческой деятельности;
  • развивать произвольное внимание (устойчивость, концентрацию,  переключение, самоконтроль) и память учащихся;
  • расширять их  речевое поле;
  • формировать учебную мотивацию;
  • развивать  личностную сферу.    
Календарно – тематическое планирование по программе
«Развиваем гибкость мышления»
Блоки
Разделы
Тематика занятий
Кол. часов
3 класс 1. Понятия умножения и деления.(6ч.) 1. Вводное занятие.
2. Арифметические орешки.
3. Поиск закономерностей.
4. Математическое домино.
5. Сказочные числа.
6. Шифровки.
1
1
1
1
1
1
2. Свойства умножения.(3ч.) 1. Страна Пифагория.
2. Секреты  умножения.
3. Старинные задачи.
1
1
1
3. Умножение и деление многозначных чисел.(11ч.) 1. Занимательные вопросы.
2. Математическое лото.
3. Предметные таблицы.
4-5. Задачи со сказочным сюжетом.
6. Лабиринты в математике.
7. Моделирование  сложных текстовых задач.
8. Анаграммы.
9-10. Математические  сказки.
11. Загадочные числа.
1
1
1
2
1
1
 
1
2
1
4. Действия с многозначными числами.(10ч.) 1. Сложные уравнения.
2. Уравнения в задачах.
3. Найди ошибки.
4-5. Интересные задачи.
6. В царстве Смекалки.
7-8. Геометрические задачи.
9. Игровая кладовая.
10.  Игры со спичками.
1
1
1
2
1
2
1
1
5. Приёмы устного умножения.(4ч.) 1-2. Магический квадрат.
3. Числовые ребусы.
4. Итоговое занятие.
Математическая олимпиада.
3 класс  Итого:
2
1
1
 
34
4
класс
1. Действия с многозначными числами (7ч.). 1. Вводное занятие.
2. Арифметические головоломки.
3. Игры с циферблатом.
4. Математические «ловушки».
5. Клуб весёлых математиков.
6-7. Задачи на логику.
1
1
1
1
1
     2
2. Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям.(6ч.) 1. Ребусы.
2. Шифр алгебраического характера.
3. Математическое лото.
4-5.  Задачи от Г. Остера.
Наше творчество.
6. Метаграммы.
1
1
 
1
2
 
1
3. Анализ и решение текстовых задач.(8ч.) 1.Задачи, развивающие кругозор.
2. Математические цепочки.
3-4. Логические  и комбинаторные задачи.
5-6. Задачи с определённым содержанием.
7. Графический способ решения задач.
8. Сюжетные задачи.
1
 
1
2
 
2
 
1
 
1
4. Периметр. Площадь. Объём.(7ч.) 1. Периметр фигур.
2-3. Задачи с геометрическим содержанием.
4. Сюжет русской народной сказки в основе задач.
5. Логогрифы. Сочиняем сами.
6. Математика в кроссвордах.
7. Составление математического кроссворда. 
1
2
 
1
 
1
1
1
5. Понятие дроби.(6ч.) 1-2. Задачи на нахождение доли числа и обратные им.
3. Математический калейдоскоп.
4.Старинные денежные единицы.
5. Использование графов.
6. Итоговое занятие.
 Математическая олимпиада, 4класс.                                              Итого:
2
 
1
 
1
 
1
 
1
34
4
класс
1. Действия с многозначными числами (7ч.). 1. Вводное занятие.
2. Арифметические головоломки.
3. Игры с циферблатом.
4. Математические «ловушки».
5. Клуб весёлых математиков.
6-7. Задачи на логику.
1
1
1
1
1
       2
2. Приёмы устных вычислений по отношению к четырём арифметическим действиям.(6ч.) 1. Ребусы.
2. Шифр алгебраического характера.
3. Математическое лото.
4-5.  Задачи от Г.Остера.
Наше творчество.
6. Метаграммы.
1
1
 
1
2
 
       1
3. Анализ и решение текстовых задач.(8ч.) 1.Задачи, развивающие кругозор.
2. Математические цепочки.
3-4. Логические  и комбинаторные задачи.
5-6. Задачи с определённым содержанием.
7. Графич. способ решения задач.
8. Сюжетные задачи.
1
 
1
2
 
2
1
       1
4. Периметр. Площадь. Объём.(7ч.) 1. Периметр фигур.
2-3. Задачи с геометрическим содержанием.
4. Сюжет русской народной сказки в основе задач.
5. Логогрифы. Сочиняем сами.
6. Математика в кроссвордах.
7. Составление математического кроссворда. 
1
2
 
1
 
1
1
1
5. Понятие дроби.(6ч.) 1-2. Задачи на нахождение доли числа и обратные им.
3. Математический калейдоскоп.
4.Старинные денежные единицы.
5. Использование графов при решении задач.
6. Итоговое занятие.
 Математическая олимпиада, 4класс.                                              Итого:
2
 
1
 
1
 
1
 
1
34
           
 
Данный курс построен на материале поисково-творческих задач математического содержания для обучающихся любого уровня  подготовки.
В него вошли разноплановые развивающие задания различной степени сложности, имеющие несколько способов решения. В вопросе развития гибкости мышления основную роль играют задачи повышенной трудности (олимпиадный уровень), требующие от учеников  применения  нетрадиционных подходов  к их решению.
Включение в занятия разминки в виде  «мозгового штурма»,  развивающих игр на комбинирование, планирование, анализ, применение групповых форм работы, с целью получения нового «продукта», - всё это создаёт положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность школьника протекает наиболее эффективно.
Работая в группах,    обучающихся могут получать задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию, либо совершенно одинаковые задания, но тогда их решения  позволят сравнить разные подходы к данной  проблеме.   
     Творческая работа мысли вызывает чувство удовлетворения и положительные эмоции, а вместе с тем – стремление,  во что бы то ни стало довести работу до конца, ведь положительные эмоции обладают созидающей силой при обучении математике.
Систематическая работа с детьми в данном режиме способствует:
  • развитию гибкости мышления и умению проводить мини-исследования;
  • развитию творческих задатков и склонностей;
  • овладению различными  способами  и методами  решения  задач;
  • овладению устной математической лексикой;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • положительному отношению к заданиям проблемно–поискового характера;
  • проявлению самостоятельности;
  • готовности детей к дальнейшему саморазвитию.
Отдельные индивидуальные и групповые задания можно использовать и  при  проведении уроков математики в классах традиционного и  развивающего обучения, и на занятиях внеурочной деятельностью.
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ