Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические условия формирования приемов
мыслительной деятельности у младших
школьников в процессе обучения математике

Бернадская Ольга Владимировна
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей ее задачей было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные. По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно через каждые десять лет, поэтому, чтобы человек не отстал от жизни, от науки, он должен непрерывно обновлять и пополнять свои знания и умения. В связи с этим одной из основных задач перестройки школьного математического образования является переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения.
Исходя из выше изложенного, при обучении, необходимо найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также продвижению в их умственном развитии. Другими словами, встает вопрос, каким должно быть обучение, чтобы можно было добиться сдвигов как в развитии мыслительной активности школьников, так и в их умственном развитии в целом. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.), с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития.
Но в настоящее время в учебном процессе основным предметом умственной деятельности остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, так как отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности. Слияние в единый органический процесс усвоение знаний и формирования приемов умственной деятельности - одна из насущных проблем, которая разрабатывалась педагогами и психологами Ю.К. Бабанским, Д.Б. Богоявленским, П.Я. Гальпериным А.Н. Леонтьевым, И.Я Лернером, Н.А. Менчинской, А.А.Столяром, Н.Ф. Талызиной и др. В учебной деятельности учащихся существуют две стороны: формирование знаний (понятий, представлений и т. п.) и формирование способов (приемов) работы с учебным материалом.
Под способами работы имеют в виду приемы умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом формирования знаний. Под приемом мыслительной деятельности будем понимать те способы, которыми ученики ее осуществляют (приемы сравнения, абстракции, обобщения и т.д.) и которые могут быть выражены в перечне действий. Сформированный прием имеет две стороны: обобщенное знание о способе действия и владение этим способом. Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. Познание сущности вещей и явлений осуществляется с помощью приемов умственной деятельности, поэтому они должны вводить в содержание образования.
В школьной же практике приемы мыслительной деятельности не выступают как предметы специального усвоения, их формирование идет стихийно, по ходу изучения отдельных учебных предметов. В традиционном начальном обучении остается распространенной организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления, а, следовательно, и развитию приемов умственной деятельности. Формирование рациональных приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой: как научить детей разумно учиться, так как усвоенные приемы становятся достоянием учащегося, “инструментом” самостоятельного овладения учебным материалом.
В работе рассмотрим формирование у младших школьников таких приемов умственной деятельности, как сравнение и классификация. Влияние усвоения мыслительных приемов на развитие мышления учащихся прослежено в работах М.В.Кралиной, С.А.Ладывир, Л.Ф.Обуховой, и др. В ряде исследований авторы рассматривают различные методические подходы к формированию отдельных приемов мыслительной деятельности (В.А.Гусев, Н.З.Дьяченко, А.А.Люблинская, Н.А.Менчинская, А.Я.Савченко и др.). Учитель начальной школы должен прежде всего научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать. В своей совокупности работы всех выше названных авторов имеют большое теоретическое и практическое значение, в исследованиях перед учителями при изучении различных предметов ставится задача формирования мышления.
Однако такая постановка задачи явно недостаточна. Мышление нельзя формировать с любого приема, приемы связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности. Другое важное положение состоит в том, что приемы умственной деятельности оказываются не усвоенными значительным числом школьников не только начальных классов, но и выпускниками общеобразовательной школы. Исследования Т.Камаловой, М.В.Кралиной, Е.П.Маланюк, показали необходимость и возможность логической подготовки младших школьников к дальнейшему изучению математики. В этих и других работах доказано, что формировать приемы мыслительной деятельности следует с самых первых шагов обучения в школе. Программа по математике уже от первоклассников требует применения ряда приемов умственной деятельности, которые у детей еще не сформированы. Следовательно, изучение математики оказывается не обеспеченным адекватными средствами усвоения. В рассмотренных исследованиях формирование приемов осуществляется на определенном содержательном материале. Как же развивать мышление школьников, опираясь на программный материал традиционной начальной школы? Этот вопрос в названных работах не раскрывается.
 Изложенное выше положение, определило выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить успешное формирование приемов сравнения и классификации у младших школьников в процессе обучения математике? Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования приемов сравнения и классификации у младших школьников.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ