Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка
(система занятий по приобщению дней младшего школьного возраста к народному творчеству, вышивке и лоскутному шитью)

Домовушка

Паркина Наталья Степановна
Введение
Образовательные и воспитательное значение предлагаемой системы занятий огромно, особенно в плане познавательного и художественно-эстетического развития школьника.
В возрастной период от 7 до 10 лет у ребенка накапливается потенциал для его познавательного, волевого и эмоционального развития. Закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, появляется потребность в творческой деятельности. В этот период важно раскрывать перед ним мир народного творчества, культуры, традиции, танца, декоративно-прикладного творчества.
Как на Руси учили детей с младенчества, играя, общаясь с ним, так и мы обучаем простым действиям с тканью, иголкой и ниткой. Ребенка надо научить творчеству и созиданию, тогда ему никогда не будет скучно.
Одна из возрастных особенностей детей школьного возраста, увеличение скорости приобретения двигательных навыков, освоение грамоты, письма, выполнение точных мелких движений руками затруднено, в связи с недостаточным развитие координации движений, несформированностью произвольного внимания, основных его свойств.
В то же время, активно происходит "настройка" наблюдательного и мыслительного процесса, творческого воображения, эмоциональной чувствительности проявлений. В экспериментировании с лоскутками, проявление интереса, инициативности, творчества, любознательности и самостоятельности.
«Если ребенок вырастил розу (нарисовал, вылепил, сделал аппликацию) для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение Красотой, и творение этой Красоты для счастья и радости другого человека, он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие»
В. Сухомлинский.
Основные правила домовушек:
  • всегда работать с хорошим настроением, тогда работа будет приносить радость
  • работать только за столом
  • соблюдать правила хранение и правильного обращения с инструментами
  • не размахивать руками
  • по окончанию работы рабочее место необходимо привести в порядок, убирать все инструменты в свои домики (игольница, шкатулка и пр.)
Инструменты и материалы:
  • иголки с широким ушком
  • нитки для шитья катушечные, цветная пряжа, мулине для вышивки
  • ножницы
  • тесьма, атласные ленточки и ленты разной длины и ширины
  • тканевые лоскуты (лучше х*б)
  • клей ПВА, кисточка для клея
  • булавки
  • простой карандаш, линейка, мел для рисования на ткани  

Цель: формирование и развитие у детей художественного и эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
  1. Привить любовь к традиционной вышивке и лоскутному шитью как к народному искусству.
  2. Помочь овладеть технологическими операциями, приобрести практические навыки и способами обработки и оформления материалов в изделие
  3. Познакомить детей с секретами выполнения изделий в технике лоскутного шитья, помощь в самостоятельной работе над созданием сувенира, украшения, подарка
  4. Способствовать развитию воображения, фантазии, творческого отношения к выполняемой работе.
  5. Развитие образного и пространственного мышления, ловкости и точности глазомера, ручной умелости и речи
Занятия проводятся в форме игры, с включение игрового персонажа Домовушки, который каждый раз знакомит детей с новым видом работы, а иногда и сам чему -то учится вместе с ребятами. Система занятий составлена с учетом возрастных особенностей и умений детей.
Направленность программы включает также развитие познавательных способностей, цветовосприятия, развитие ручной умелости с помощью пальчиковых игр. Повторяя двиения рук за взрослым, дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Использование материала устного народного творчества, потешек, заговором, загадок, прибауток способствует созданию положительного эмоционального фона работы. Ведь не зря в народе говорят, что именно на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков - русской народной культуры. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек, закличек и игр, также способствует развитию мелкой моторики и движений, речевому развитию.
Время проведения занятия от 25 - 45 минут, с учетом возрастных возможностей детей и интереса:
Структура:
  • игровой момент, встреча с игровым персонажем, отгадывание загадок, либо выполнение поручения домовенка
  • пальчиковая игра, речевка - стихотворение с движением
  • обсуждение, напоминание об основных правилах "умелых ручек", о технике безопасности с инструментами (иголка, ножницы и др. 
  • выполнение творческой работы
  •  игра с движением, народная игра, обыгрывание выполненной работы
прощание с игровым персонажем
Содержание включает в себя последовательное знакомство, изучение и обучение техникам по следующим разделам:
  • игры и творческие работы с использованием нетрадиционного материала (пуговицы, лоскутики, трикотажные нитки и пр.)
  • аппликация из трикотажных ниток, ткани
  • плетение (ткани, ниток, тесьмы, лент)
  • вышивка (овладение основными швами, используемые в лоскутном шитье)
  • традиционная кукла
  • лоскутное шитье ("йошки", "уголки", "лепчиха" и др.) 
Полученные знания, умения и навыки
1-й год обучения
Знакомство с тканями, в процессе игры с лоскутками, развитие цветовосприятия, умение подбирать лоскутки для составления узора. Представления о структуре ткани, ее разнообразии, различия по фактуре. Освоение простейших швов "вперед-иголка", шов "змейка", "назад-иголка", "стебельчатый шов". Умение пришивать пуговицы, различать "изнанку" и "лицевую"сторону ткани, правильно держать иголку вовремя шитье. Выполнение небольших поделок, народных игрушек в технике аппликации. Знакомство с лоскутными техниками шитья "ийошки", "лепчиха" и др. Вышивка небольших по размеру изделий, оформление работы в нетрадиционной технике шитья.  
2-й год обучения
Освоение основных способов обработки ткани. Формирование цветовосприятия при подборе лоскутов для изделия. Аппликация на ткани с помощью вышивки. Применение лоскутных техник (йошки, уголки, квадраты и др.) при выполнении изделия. Выполнение швов "вперед иголка", "назад иголка", "стебельчатый шов", "петельный шов". Развитие мелкой моторики, ручной умелости. Выполнение вышивки в одном из выбранных швов. 
3-й год обучения
Выполнение самостоятельных вышивок с элементами декодирования (украшения бисером, цветными нитками, элементы плетения, лоскутами и др.). Освоение и закрепление швов "тамбурный", "петельчатый" и др. Шитье народных игрушек и кукол. Применение полученных раннее знаний в лоскутных техниках.
Игры и творческие работы с использованием нетрадиционного материала
(пуговицы, лоскутики, трикотажные нитки и пр.)
  • сенсорное развитие (рассматривание, раскладывание по цвету, форме, величине)
  • выкладывание картинок по образцу и самостоятельное творчество
  • нанизывание, сбор бус
  • наматывание, разрезание ниток, раскладывание по цвету и пр.
  • разные способы пришивания
Аппликация из трикотажных ниток, ткани
В переводе с латинского "аппликация" обозначает «прикладывание". Из ткани и трикотажных ниток способом аппликации можно создавать целые картины, декоративные коврики и панно, украшение для посуды
Материалы и инструменты: трикотажные лоскуты, бумага, клей, ножницы, клей
Плетение
(ткани, ниток, тесьмы, лент)
Плетение косичек из полосок ткани, тесьмы, выкладывание по контурному изображению, либо оформление в поделку (прихватка, коврик для куклы и др.) Такой вид работы способствует развитию ручной умелости, усидчивости и сосредоточения внимания. К этому же разделу относится шнуровка и подготовительные работы по освоению основных швов вышивки, выполняемых на тренажерах, символизирующих знакомые детям предметы (например, шнуровка картонной заготовки ракушки атласной лентой, украшение новогоднего шара и пр.) 
Вышивка
(овладение основными швами, используемые в лоскутном шитье)
Материалы и инструменты: иголка, мулине, ткань для вышивания с нанесенным контуром рисунка
Лоскутное шитье
 ("йошки", "уголки", "лепчиха" и др.) 
  •  
 

 Русская вышивка
История вышивки
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это - фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия. Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях:
- в центре, всадники или птицы по сторонам;
- держащая ветки или светильники;
- с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.
Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны.
  Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды. Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полу крест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестец кая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки - крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы - павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом
 Русская традиционная вышивка
Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п. В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.
К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой. Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка. Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной.
Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками. Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Как и в белой строчке, кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей. Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором. Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу. Этот вид вышивки был особенно распространен в Архангельской (г. Каргополь), Рязанской и Орловской губерниях. К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.
 Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани — тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье. Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.
Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор. Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.
В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.
Разновидностью свободной верховой вышивки является золотное шитье — один из наиболее известных и технически совершенных видов традиционной русской вышивки металлической нитью. Вышивку по плотной ткани (бархату и шелку) золотой и серебряной нитью с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга использовали для изготовления праздничных женских и девичьих головных уборов. Подобная техника, но с использованием драгоценных камней, применялась древнерусскими мастерицами при создании шитых окладов для икон, церковного облачения, предметов церковного обихода — плащаниц, пелен, а также парадного платья для русской знати. Золотное шитье использовалось в некоторых губерниях России (Олонецкой, Нижегородской, Костромской, Вологодской, и др.) для украшения отдельных элементов праздничного женского костюма — сарафанов, душегрей, платков и т. п.
 
Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ