Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование контекстного мышления школьников
в условиях применения многоканальной модели
освоения культурного наследия

Емельяненко Юлия Витальевна
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в пункте 11 "Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» отмечается необходимость освоения способов решения проблем творческого и поискового характера через предметно-практическую деятельность. Предметно-практическая деятельность – это практические действия с предметами, обеспечивающие ребенку чувственное (сенсорное) познание действительности. Предметно-практическая деятельность обеспечивает рост творческого потенциала, познавательной активности, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, достижение определённого результата, развитие политехнической культуры. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения, носить проблемный (эвристический) характер.
Кредо педагогики, исходящей от ребенка и основанной на принципах педоцентризма, выразил Дьюи: "Ранее центр притяжения в системе воспитания находился вне ребенка: в учителе, в учебнике..., вне инстинктов и деятельности самого ребёнка... Изменения, которые происходят, состоят в смещении центров притяжения. Эти изменения напоминают революцию, произведенную Коперником, сместившим астрономический центр от Земли к Солнцу. Ребёнок становится Солнцем, вокруг которого вращается воспитание, он - центр, которому оно подчиняется".
На сегодняшний день развитие ребёнка в рамках урока недостаточно. Дьюи отмечает, что сложившаяся господствующая система образования формальна, однобока, узка, удовлетворяет по большей части интеллектуальные запросы и ориентируется на передачу знаний преимущественно вербальными способами. В такой школе всё определяющей целью является не жизнь ребенка, а обучение, причём сам ученик воспринимается как "существо слушающее". Такое образование порождает несостоятельность личности, столкнувшейся с непредсказуемыми явлениями, неспособность самостоятельно адаптироваться к ним, используя "чужой", не интериоризированный опыт.
Как утверждает в своей монографии Л.М. Ванюшкина, выход из тупиковой ситуации аудиторного образования видится в создании открытой образовательной среды, которая будет подразумевать взаимодействие обучающихся с разными "текстами" культуры, посредством их собственного исследования в городском, музейном, библиотечном, театральном пространстве, используя образовательный потенциал разных источников, в смещении центра педагогического процесса в сторону разработки активных способов обучения, когда ребенок в деятельности (исследуя предметы, вещи, явления) приобретает опыт познания мира.
По существующим педагогическим реалиям процесс обучения трактуется как работа с "чужими" текстами, когда взаимодействие учителя и ученика сводится исключительно к лекциям, в ходе которых учитель выступает как носитель информации: комментирует текст, дает представление о его смысле и содержании в целом, затем подробно объясняет смысл отдельных частей, предоставляя разные сведения контекстуального характера, обращая внимание на особенности и наконец, выявляет мораль. Таким образом, знание отмеряется строго дозированными порциями, не предоставляя возможности ребенку работать с разными источниками информации (библиотеки, музеи, театры).
В современном информационном обществе, когда информация постоянно обновляется, роль учителя как носителя информации теряет свою актуальность. В центре внимания образовательного процесса оказывается необходимость формирования информационной культуры школьников, подразумевающей умение быстро ориентироваться в потоках информации, критически ее оценивать и оперативно с ней работать, поэтому на сегодняшний день необходимо добиться становления самостоятельности мышления у детей. В этой связи всплывают противоречия между "желаемым" и "действительным": школа призвана помочь приобрести и освоить знания, но она не может дать всей их суммы, т.к. безграничность знания не может быть заключена в какие-либо рамки в стенах учебного заведения. Поверхностное запоминание сведений, выносимое из школы, не является фундаментом образованности, бесполезно в практической жизни, потому что школа не развивает таких драгоценных качеств как наблюдение, сравнение, умение отличать знакомое от незнакомого. Как бы ни была хороша "картинка", ребенок все равно воспринимает ее пассивно; школа может помочь "разжевать" непонятное слово, но не учит наблюдать и мыслить. Школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий и т.д.) наилучшим способом обеспечивает транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом. Знание предъявляется не в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а как его пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания. Ограничение процесса познания информированием, работой с "чужими текстами" неизбежно подавляет самостоятельность и креативность мышления, исключая людей из процессов понимания, собственного переживания, созидания собственных текстов культуры.
В связи с обозначенными противоречиями в системе образования уже давно в полный рост встает проблемная ситуация, что существующая форма урока уже не может удовлетворить познавательные запросы учащихся. Более того, роль современного учителя должна сводиться не к роли носителя информации, а к роли тьютора, решающего особые педагогические задачи - создавать условия, при которых учащийся получит возможность самостоятельно приобрести опыт специфических (внеаудиторных) методов освоения развивающей среды.
Потребность разрешения противоречий диктует необходимость дополнения аудиторного способа образования образованием внеаудиторным, которое строится в логике от "частного - к общему", от попыток найти конкретные решения неразрешимых вопросов, отдельных версий, гипотез, умозаключений, - к их сравнению, согласованию, обобщению. «Специфика современной культуры такова, что в ее пространстве существует множество "дорог", каждая из которых может привести к постижению Истины. И человечеству уже не обойтись одним ключом. Новые цели и ценности философии образования потребовали перехода к многоканальной модели освоения культурного наследия».

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ