Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Творческий проект

Масленица

Юращук Галина Александровна
Тип проекта: творческий, коллективный. Предполагается активная помощь родителей. Это способствует созданию атмосферы общей заинтересованности, сотрудничества детей и родителей. Краткосрочный ( 1месяц).
Продукт: праздник «Масленица».
Цель проекта: создать условия для развития творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской работы о праздновании «Масленицы» на Руси.
 Задачи проекта:
  • собрать и проанализировать литературу о праздновании «Масленицы» на Руси;
  • разучить народные песни, частушки и игры, которые проводились на масленичной неделе;
  • содействовать воспитанию уважения к народным традициям и обрядам, истории нашей страны;
  • развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Актуальность проекта.
Масленица – самый веселый и радостный праздник. Честная, широкая, веселая, сырная неделя или просто объедуха. Так называли масленицу. Наши предки любили этот праздник, ждали его и готовились к нему. «А мы Масленицу встречали, сыром горки набивали, маслом горки поливали!» - так пели во время этого славянского праздника. До недавнего времени многие традиции этого праздника были забыты. Но в современном мире интерес к народным традициям и обычаям, народным праздникам возрастает. Мы хотим знать, какой же был праздник раньше, как его праздновали, и какое значение он имел для русских людей. В этом кроется  не только познавательный интерес, но и желание знать и помнить традиции своего народ, историю своей страны.
Этапы проведения проекта:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  1. Подготовительный ( проблема)
  • выбор темы и ее актуальность;
  • определение цели и формулирование задач.
На классном часе, во время обсуждения предстоящих дел на 3 четверть, у детей возник вопрос: «Как появился праздник Масленица, и почему мы не знаем, как встречали его наши предки?» Это и был основополагающий вопрос нашего проекта. С помощью учителя дети сформулировали, какие задачи надо решить в ходе работы над проектом:
  • как называется каждый день на масленичной неделе;
  • какие песни, заклички, частушки пели во время праздника;
  • почему блин является символом Масленицы;
  • почему сжигали куклу-масленицу.
  1. Проектирование.
  • разработка проекта
  • определение источников информации;
  • определение сроков работы над проектом;
  • написание письма – обращения к родителям с просьбой включиться в работу проекта.
На следующем классном часе мы определили 4 направления нашей работы и где можно найти ответы на наши вопросы (оговаривались и интернет ресурсы). На эту работу отводилось 2 недели. В классном уголке были вывешены 4 листка для записи детей по группам. Каждый выбирал задание по интересам. На этом же классном часе написали письмо-обращение к родителям.
  1. Поиск информации:
  • проведение поисково–исследовательской деятельности по группам: 1.История возникновения праздника. 2.Забытые традиции празднования Масленицы. 3. Народные песни, частушки, заклички, которые исполнялись во время Масленицы. 4. Народные игры, конкурсы, состязания, проводимые на масленичной неделе.
  • создание народных костюмов или их элементов.
Каждая группа искала нужную информацию. Дети дома готовили русские народные костюмы.
  1. Продукт ( оформительский этап):
  • работа над созданием сценария праздника «Масленица»;
  • оформление проекта;
  • подготовка к празднику.
Сценарий составлялся совместно учителем с родителями, используя материалы детских исследований. На уроках музыки дети разучивали народные хороводы, частушки. На уроке чтения (используя часы для ведения регионального компонента) разучивались стихи, заклички о Масленице.
  1. Презентация:
  • проведение праздника «Масленица».
Сценарий праздника.
МАСЛЕНИЦА
 
Дети под музыку «Гимн Масленице»  заходят в зал, встают в круг и водят хоровод.
 
 Ведущий1.   Издавна на Руси веселыми гуляньями встречали весну. Масленица - проводы зимы, встреча весны. Отмечается Масленица в конце февраля или начале марта. Празднуется целую неделю. Каждому дню Масленицы народ дал особое название: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечерки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
За неделю до праздника хозяйка давала блин мальчику 8-10 лет. Он скакал верхом на ухвате или кочерге по деревне и кричал.
Мальчик:
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!
Музыка  «Виноград. Масленица». Выносят чучело масленицы.
 
Девочка:
С Масленицей ласковой поздравляем Вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
 
Ведущий2.  Понедельник - "встреча". Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам. Обращались к нему ласково.
Девочка:
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, триаршинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные.
 Ведущий1.  В понедельник на Масленицу накрывались столы с яствами и кушаньями — встречали Чистую масленицу — широкую боярыню. Родственники собирались за столами и договаривались о совместном проведении гуляний. А еще в понедельник необходимо было спать как можно дольше, чтобы вырос хороший лен. 
Вот мне б такие понедельники...
Хотелось бы, братцы, побыть бездельником!!!
 В этот день пели песни.
ПЕСНЯ
 
Ведущий2.  Вторник - "заигрыш". В этот день начинались игры и гулянья, катались на тройках, строили снежные крепости, защищали их. А еще смотрели кукольные представления, катались с ледяных горок. Развлечения сопровождались озорными частушками и дразнилками.
 
Частушки:
1. Эх топни нога,
   Топни правенькая.
   Я спою сейчас частушки,
   Хоть и маленькая.
2.  Шила платье из капусты,
    Огурцом отделала.
    Рассердилась, платье съела,
    Что же я наделала?
3.  Я на Масленку катался,
    Трое саней изломал,
     Ворона коня замучил,
     И милашку закатал.
4.   Мы с подружкою гуляли
    Сыром гору налепляли
     Всю блинами устилали,
    Сверху маслом поливали!

5.  У меня четыре шали,
      Пятая пуховая,
      Не одна я боевая
      (хором): Все мы здесь бедовые!
6.  Купи, тятя, мне коня
    Вороные ножки.
    Буду девочек катать
    По большой дорожке
7.  Девки, масленка идет!
    Кто нас покатает?
    У Петрушки на дворе
    Сивка пропадает.
8.   Мы частушки вам пропели
     Хорошо ли, плохо ли.
     А теперь мы вас попросим,
     Чтобы вы похлопали.
 
Дразнилки:
Девочка:   Ах ты, Сашка-таракашка,
                 На сарай полезай.
                  Там кошку дерут,
                  Тебе хвостик дадут!
Мальчик:
                   А у Машки на носу
                  Ели кошки колбасу!
Девочка:
                  Ты чего на весь свет раскричался,
                  Будто в ухо тебе мух попался?
                  Мальчик: Кто-кто попался?
Девочка:   Мух!
Мальчик:  Кто это - мух?
Девочка:
                  Ребята, он не знает муха!
                 У соловьихи муж - соловей,
                 Вот у воробьихи – муж воробей,
                 У курицы муж петух.
                 А у мухи муж будет мух!
 Мальчики:
                 Ваши вороны кверху пупом летят!
Девочки:
                 А ваши дураки задравши голову глядят!

 
  1.  Николай! Николай!
             Сиди дома, не гуляй,
             В балалаечку играй.
  1. Андрей – воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Конкурс «Ряженые».  В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.                                                                                          
Ведущий 1.  А как заморишься, да проголодаешься,
                   Играть станет лень,
                   Наступает третий день – среда
                   «Лакомкой» зовется
                   Неслучайно девизом его остается:
                  «Что есть на печи – на стол мечи»
 
Ведущий 2. Среда - "лакомка". Со среды уже официально открывается "праздник живота".
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели русские люди и сами над собой подшучивали.
Девочка (в руках на полотенце с вышивкой тарелка с блинами):
   Блин добро не один.
   Блин брюха не портит.
   Блин не клин, брюха не расколет.
Мальчик:
   У кумы была сестрица
   Печь блины-то мастерица.
   Напекла их кучек шесть,
   Семерым их не поесть.
   А сели четверо за стол,
   Дали душеньке простор,
   Друг на друга поглядели
   И... блины-то все поели!
Ведущий: В дни праздника дети обходили избы и выпрашивали блины такими словами...
Дети (хором):
Подайте широкой Масленице!
Мальчик:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ведущий: А если хозяйка жадничала, ребята убегали со словами...
Дети (хором):
Паршивые блины по аршину длины.
Игра «Съешь яблоко» Надо съесть яблоко, которое находится в тазике с водой, без помощи рук.
 
Ведущий1.   День четвертый – самый важный,
                      Нет его резвей.
                      Крепости берет отважный.
                      Мчатся тройки лошадей.
                      Люди – думали – гадали
                       «Разгуляй» его назвали.
Ведущий 2.  ЧЕТВЕРГ называется "разгулом", "широким четвергом". В этот день празднества подходят к середине, до конца "разгула" остается всего несколько дней. При Иване Грозном по четвергам велись жаркие кулачные бои. После них мужикам не страшно было исполнить и вторую свою обязанность: послать приглашение на блины теще.
Игра «Снежная фигура».  Кто быстрее вылепит снежный шар, обматывая туалетной бумагой группу детей.
 
Ведущий1 .   В пятницу  будет день попроще,
                        Если кто имеет тёщу,
                        Пусть для проводов зимы
                        К тёще едет на блины!
Ведущий 2.     – К тёще на блины идём
                         И друзей с собой ведём!
                         Развесёлая Масленица,
                         Мы тобою хвалимся!
                        – Как на маслену неделю
                         Блины по небу летели,
                         Их была большая стая,
                         Только мы их не достали!
Хоровод «Блины»
     Мы давно блинов не ели,
     Мы блиночков захотели.
Припев:
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
       В квашне новой растворили,
      Два часа блины ходили.
Припев.
      Моя старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.
Припев.
    Напекла она поесть,
    Сотен пять, наверно, есть.
Припев.
    На поднос блины кладет,
    Их сама к столу несет.
Припев.
    Гости, будьте все здоровы,
    Вот блины мои готовы.
Припев.
Ведущий 1.   А в субботу не безделки – золовкины посиделки.
Ведущий 2.  Приходит черед работать на кухне молодым невесткам. Девушкам надо будет откормить блинчиками сестер мужа.
Игра «А знаете ли вы» Родители помогают детям.
  • Кто такая золовка?
  • Кто такая невестка?
  • Кто такой тесть?
  • Кто такой деверь?
Игра «Моталочки»
 
Ведущий 1.  Масленица – это ещё проводы зимы и встреча весны, поэтому люди старались как можно больше быть на улице. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. И сейчас приглашаем всех на улицу.
Конкурсы на улице.
                    1.Перетягивание каната.
              2. Катание на санках.
              3.Конкурс на метлах.
              4. Конкурс  (для родителей) с метлами и валенками. На черенок метлы натягивают валенок. Противник должен сохранить свой валенок, а у противника его сбить.
Ведущий2.  В воскресенье - "прощеный день" - устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
Девочка:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост.
На деревне все приели,
Подают селедки хвост!
Мальчик:
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Широка Масленица проходит.
Настает великий пост.
Дети кланяются по-русски.
 
 
Список литературы.
  1. Шатилова М.Ю. Творческая мастерская учителя. Проектирование в начальной школе. –Волгоград, 2010. 169с
  2. wiki.fizmat.vspu.ruМетод проектов.
  3. Semya-rastet.ruМасленица
  4. Масленица - Википедия.
  5. www. yfiesta.ru Стихи, загадки на масленицу.
  6. Luntiki.ru Веселые тексты частушек про масленицу
 
 
 
    
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ