Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Основы каллиграфии

Мосунова Виктория Витальевна
Пояснительная записка 
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы каллиграфии» для 4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009
  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Учебный план внеурочной деятельности обучающихся начальных классов ГБОУ лицей № 395 Санкт-Петербурга.  
Направленность программы
Программа курса «Основы каллиграфии» - общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности и может быть реализована при любых УМК. Строится на основе системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного, методического подходов, а также принципов диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, фундаментальности, системности, вариативности, доступности, преемственности и перспективности обучения. 
Цель программы - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависти от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. 
Задачи программы:
  • выработать у младшего школьника устойчивую привычку правильно держать корпус при письме, правильно удерживать перо в руке;
  • научить младшего школьника выполнять простые и сложные элементы букв;
  • сформировать у учащихся чуткость к красоте буквы, интерес к изучению истории письменности.
  • сформировать элементы самооценки написанного с точки зрения качества письма.  
Возраст детей, участвующих в реализации, сроки реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4 класса. Занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год – 34 ч.  Длительность занятия – 40 минут.    
Отличительные особенности программы
При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебных действий. Замена рукописного письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствует. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.
Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма. 

Содержание программы 
Как и чем писали на Руси. (6 часов)
Что такое каллиграфия?. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте.  Письмо на навощенных дощечках — церах.  Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. Металлические перья.
Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. (12 часов)
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Русская вязь. Аз, Буки. Веди, Глаголь. Добро, Есть. Живете, Зело. Земля, Иже. Како, Люди. Мыслите, Наш. Он, Покой. Рцы, Слово. Твердо.
Велико ли перо, а большие книги пишет (16 часов).
Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания.  Орнамент в древнерусском стиле. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Хорошая книга - лучший друг. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. 
Формы организации учебного процесса.
  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
Виды деятельности
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты;
  • краеведческая деятельность.  
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:
1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию;
3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.
Метапредметные результаты освоения курса:
  • владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений
  • умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;
  • умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • владение различными видами питательных упражнений;
  • соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;
  • осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты освоения курса:
  • представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;
  • усвоение базовых понятий каллиграфии;
  • овладение основными навыками красивого беглого письма;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;
  • способность оценивать эстетическую сторону письма;
  • умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
 
Список литературы
 
1. И.А. Горячева. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
2.П.П. Чобитько Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008. 
3. Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru
 4. Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinja.ru http://calligraphy-museum.com
  
Календарно-тематическое планирование
«Основы каллиграфии», 4 класс

 
 
 
Тема Кол-во часов Дата проведения Примечания  
  Теор Пр.  
  Как и чем писали на Руси.  
  1 Что такое каллиграфия? 1 0      
  2 Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. 0,5 0,5      
  3 Письмо на навощенных дощечках — церах. 0,5 0,5      
  4 Пергамент и тростниковая палочка. 0,5 0,5      
  5 Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. 0,5 0,5      
  6 Металлические перья. 0,5 0,5      
  Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю.  
  7 Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. 0,5 0,5      
  8 Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. 0,5 0,5      
  9 Аз, Буки. 0,5 0,5      
  10 Веди, Глаголь. , 0,5 0,5      
  11 Добро, Есть. 0,5 0,5      
  12 Живете, Зело. , 0,5 0,5      
  13 Земля, Иже. 0,5 0,5      
  14 Како, Люди. 0,5 0,5      
  15 Мыслите, Наш. 0,5 0,5      
  16 Он, Покой. 0,5 0,5      
  17 Рцы, Слово. 0,5 0,5      
  18 Твердо. 0,5 0,5      
  Велико ли перо, а большие книги пишет.  
19 Рукописные книги Древней Руси. 1 0      
20 Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. 0,5 0,5      
21 Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. 0 1      
22 Орнамент в древнерусском стиле. (3 часа) 0,5 0,5      
23 Орнамент в древнерусском стиле. 0 1      
24 Орнамент в древнерусском стиле. 0 1      
25 Буквица заглавная. (2 часа) 0,5 0,5      
26 Буквица заглавная.          
27 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0,5 2,5      
28 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0 1      
29 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0 1      
30 Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. 0 1      
31 Хорошая   книга    - лучший друг. 0,5 0,5      
32 Хорошая   книга    - лучший друг 0 1      
33 Хорошая   книга    - лучший друг 0 1      
34 Не говори, чему учился, а говори, что узнал. 0 1      
Всего: 12,5 21,5 Итого: 34     
         
                           
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ