Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подходы к определению внеурочной деятельности 

Галкина Марина Владимировна
Под внеурочной деятельностью, в рам­ках реализации ФГОС НОО, следует пони­мать образовательную деятельность, осу­ществляемую в формах, отличных от класс­но-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начально­го общего образования [Федеральный государственный образова­тельный стандарт начального общего образования].
Активность детей во внеурочной обусловлена в основном их интересами и потребностями, направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности, и поэтому, играет важную роль в развитии учащихся.
Многие школы под внеурочной деятельностью понимают дополнительное образование или традиционную кружковую работу. Независимо от того, кем оно организовано, считать его частью внеурочной деятельности можно только в том случае, если его цели и задачи, способы организации деятельности направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, определенных образовательной программой школы [Куприянов].
Для дополнительного образования главным является организация занятий детьми своим, любимым делом, целиком отвечающим внутренним потребностям ребенка. Формирование метапредметных результатов в дополнительном образовании обязательно имеет подчиненное значение. Поэтому, не всякое дополнительное образование является внеурочной деятельностью.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
  • содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
  • внеурочная деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
  • психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
  • допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
  • в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся – одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения,  разного возраста и т. д.;
  • быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
  • практическая значимость полученных знаний и умений;
  • широкого использования образовательного пространства    (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
  • нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям [Н.Е Голубева].
Цели организации внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности [Федеральный государственный образова­тельный стандарт начального общего образования]. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
Согласно С.И.  Сабельниковой цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях [Сабельникова].
И.В Усольцева  считает,  что целью внеурочной деятельности является  развитие у обучающихся способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования собственного и социального опыта [Усольцева ].
По  определению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «воспи­тательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином ви­де деятельности». А влияние того или иного духовно-нравственного приобрете­ния на процесс развития личности ребенка - это уже воспитательный эффект  [Григорьев, Степанов].
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределены авторами по трем уровням.
Первый уровень результатов нацелен на приобретение школьниками социальных знаний (о формах поведения в обществе, общественных нор­мах), первичного понимания социальной реальности. Для достижения дан­ного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучаю­щихся с педагогами как значимыми для них носителями положительного социального знания и опыта. Первый уровень результатов может быть до­стигнут относительно простыми образовательными формами внеурочной деятельности с обучающимися 1 класса.
Второй уровень результатов предполагает получение школьником опы­та переживания и позитивного отношения к главным ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир), ценностного отношения к соци­альной реальности в целом. Достижение этого уровня результатов возможно при условии взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы с использованием более сложных форм внеурочной деятельности во 2 и 3 классах начальной школы.
Третий уровень результатов предусматривает получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие обучаю­щихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общест­венной среде имеет особое значение для достижения данного результата и обеспечивается самыми сложными формами деятельности с обучающимися 4 классов. Авторы рекомендуют подбирать такие формы деятельности, ко­торые гарантируют достижение результата определенного уровня [Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС].
Как один из видов деятельности школьников, содействующий социали­зации обучающихся, развитию их творческих способностей, рассматрива­ет внеурочную деятельность А.Л. Трофимова. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, по мнению автора, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [Методические рекомендации. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования].
В работах А.В. Иванова внеурочная деятельность трактуется как со­ставная часть системы образования и воспитания детей, подростков, ориен­тированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнитель­ных личностно-развивающих программ. Внеурочная деятельность в на­чальной школе, по мнению автора, позволяет решить целый ряд очень важ­ных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптими­зировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [Новикова, И.А. Типы организационных моделей внеурочной деятельности].
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, со-держательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения (Е.Н. Степанов).
Внеурочная деятельность призвана решить ряд важных задач образования детей младшего школьного возраста:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (МР).
Образовательное учреждение самостоятельно конкретизирует задачи внеурочной деятельности [Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС].
С.И.  Сабельникова выделяет следующие основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
• выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
• создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
• создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
•расширение рамок общения школьников с социумом;
• коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении [Сабельникова].
Ю.В. Панченко  расширяет и конкретизирует выделенные задачи. Согласно ему задачами организации внеурочной деятельности в условиях создания развивающей среды для социализации младших школьников являются:
1) изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей;
2) создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:
• в образовательных мероприятиях города и области;
• в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
• в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, коммуникативно-практических сборах, конференциях);
• в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;
3) повышение результативности работы по профилактике правонарушений, дезадаптации через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психолого-педагогического сопровождения средствами адаптационного курса «Введение в школьную жизнь», кружка «Я - гражданин»;
5) разработка и реализация системы мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе [Панченко].
Таким образом, опираясь на исследования ученых и собственный опыт, мы рассматриваем внеурочную деятельность как особый вид образователь­ной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-уроч­ной, направленной на достижение планируемых результатов освоения ос­новной образовательной программы начального общего образования, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, фор­мируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются спо­собы совместной деятельности.
Основное предназначение внеурочной  деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социо­культурных и образовательных потребнос­тей учеников.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ