Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок внеклассного чтения в 4 классе

А. Волков «Изумрудный город»

Колосова Марина Васильевна
Подготовка к уроку: дети читают сказку-повесть А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Цель урока: Создание условий для понимания нравственного смысла произведения А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» в ходе анализа произведения, закрепить и расширить знания о произведении.
ЗАДАЧИ:
Познавательный аспект: формировать  общеучебное  умение осознанно читать литературное произведения;  формировать представление  об особенностях жанра сказка-повесть; формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и    формулировать тему и главную мысль произведения, давать характеристики героям произведения; формировать навык   чтения по ролям, умение анализировать произведение, давать характеристику героям;
Развивающий аспект: развивать внимание и оперативную память, связную устную речь; развивать умение анализировать произведение в жанре сказка-повесть, способность размышлять и делать умозаключения; развивать читательскую самостоятельность собеседников.
Воспитательный аспект: способствовать формированию чувства товарищества, душевных качеств: доброты, взаимовыручки; воспитание внимательного отношения к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера, радости сопереживания успехам.
 
ОБОРУДОВАНИЕ:
Книга А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (у каждого ученика)
Интерактивная доска; слайдовая презентация; рисунки сказочных героев (Элли, Тотошка, Лев, Дровосек, Страшила ); аудиозаписи «Песенка друзей» из мультфильма «Волшебник Изумрудного города», «Настоящий друг»;  раздаточный материал (кластеры, кроссворды). 
Ход урока:
Этап урока Деятельность
Учителя
Деятельность учащихся Примеч.
Вводно-мотивацион-ный этап Весёлый прозвенел звонок
Мы начинаем наш урок
На уроке литературного чтения мы с вами совершим путешествие в Изумрудный город. Но приятно, когда с тобой в пути человек весёлый и доброжелательный. Предлагаю начать урок с игры «Привет, сосед»

 
   
  Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и с улыбкой произнесите слова
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ,
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
Мне приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать, готовы рассуждать и участвовать в учебном процессе.

 
Учащиеся, держась за руки, повторяют слова  
Речевая разминка Но чтобы начать наш учебный процесс, нам нужно провести речевую разминку, разогреть наш речевой аппарат. Работа со скороговоркой:
Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, ботало, мотало.
Учащиеся повторяют скороговорку сначала про себя, шёпотом, с изменением динамики и скорости прочтения.  
Постановка учебных задач Звучит музыка: «Песенка друзей».
-Какие торжественные аккорды! Так начинается песенка друзей из мультипликационного фильма «Волшебник Изумрудного города».

-Ребята, а к какому жанру относится это произведение? (Рассказ, повесть, сказка, стихотворение.)   Почему?
-Какого вида эта сказочная повесть? (волшебная) Докажите.
-Это сказка авторская или русская народная (авторская)
-Кто её автор?(Волков)
-Встречались ли мы на наших уроках с этим автором? Давайте узнаем о немного нем. (доска. Портрет, Биография)
Мы с вами продолжаем работать с произведением А.Волкова. Как нам известно, любое произведение содержит основную мысль, идею и  вдумчивый читатель стремится понять, что хочет сказать автор читателям своим произведением, чему он хочет их научить. Автор «Волшебника Изумрудного города» использовал жанр сказки, а мы помним «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

 
 
 
 
 
 
СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ
Троекратность, волшебные предметы и волшебное место
Прослушивание фрагмента аудиозаписи   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(доска. Портрет, Биография)
1
Повторение В путешествие мы отправляемся не одни, а с главными героями сказки. Давайте их вспомним.
 
  Доска. Загадки 2
Загадки (на случай технических проблем) А теперь выясним, кто же ещё пойдём с нами в Изумрудный город:
- Он на палочке висит 
Из соломы состоит
Кто же это, отгадайте,
Руки быстро поднимайте
- Раньше жил в лесу дремучем   
Ноги скрючив, руки скрючив
Весь от ржавчины больной   
Отгадайте, кто такой?
-  Как осенний лист дрожит 
 Очень жизнью дорожит
Будет скоро он герой                            
 Догадайтесь, кто такой?

 
Учащиеся дают ответы на загадки  
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Найди соответствие (Доска) Герой - его желание.
 
Учащиеся выходят к доске, устанавливают соответствие, поясняют свой выбор Доска
4
Деление на группы Сейчас мы с вами поделимся на микрогруппы. (по 4 чел) Внимательно послушайте, какую работу вам предстоит выполнить.
 
   
Составление кластера
 
 
 
 Защита
В центре поместите изображение одного героя. Выбираем. Составляем кластер. Вокруг него по кругу разместите все, что вы о нем знаете. Внешность, предметы, желания, способности и т.д. Как только закончите работу, выберите спикера своей команды и расскажете всем.
 
Работа в микрогруппах. Представители команд составляют рассказ по итогам работы  
Устный пересказ по иллюстрации Давайте вспомним некоторые фрагменты этой  удивительной истории и вкратце перескажем их. На проекторе иллюстрации к сказке, дети пересказывают слайды
Найди соответствие Волшебницы и их волшебные предметы. С пояснениями. Учащиеся выходят к доске, устанавливают соответствие, поясняют свой выбор Доска
5,3
Анализ  восприятия
 
- Лёгким ли оказался путь  до Изумрудного города?
- Докажите словами текста.
- Смогли ли наши герои встретиться с Великим и могучим Гудвином ?
- Каким вы представляете себе Великого волшебника? Составьте словесный портрет Гудвина
- Мы с вами уже не раз говорили, что в каждом человеке есть и положительные и отрицательные черты характера. Возможно, и волшебники не исключение. Ребята 1,2 и 3 группы пытаются показать Гудвина с отрицательной стороны и приводят тому доказательства. Ребята  4,5,6 группы – с положительной стороны и также приводят слова-подтверждения из текста.
- Как Элли объяснила причину, по которой Гудвин должен был  исполнить желания героев?
- Согласны ли вы с мнением девочки?  Бывали ли в вашей жизни примеры, когда сильные помогали более слабым? Назовите их.
- Каково последнее слово Великого Гудвина (ты вернёшься в Канзас, когда освободишь Мигунов, жителей Фиолетовой страны от злой волшебницы Бастинды)
- Как он это объяснил (всякая награда должна быть заслуженной)

 
Фронтальные ответы на вопросы учителя  основываются на собственном мнение или на выборочном чтении.
 
 
 
 
Работа в группах с использованием приёма развития критического мышления «Уголки»
 
 
 
Фронтальные ответы на вопросы учителя  основываются на собственном мнение или на выборочном чтении.

 
 
Чтение по ролям. Проверка ДЗ.
Оценка
Дома вы готовились читать по ролям. Чтение по ролям – задача трудная и ответственная: нужно уметь читать эмоционально, следить внимательно, вовремя вступать в процесс чтения.
 
Распределение ролей, чтение по ролям, коллективная оценка чтения.  
Обобщение
 
Решение  кроссворда
- Что помогло нашим героям справиться со всеми трудностями, ответ получим, решив кроссворд.
- Мудрый волшебник
- Друг Элли, набитый соломой и желавший получить мозги
- Лев считал, что он
-Металл, из которого сделан дровосек
- Злая волшебница Фиолетовой страны, боявшаяся воды
- Родина Элли

 
Учащиеся заполняют кроссворд, заготовленный для каждого ученика  
Самопроверка Проверьте результат своей работы с образцом. Назовите слово, которое вы получили. Из всех испытаний герои вышли победителями? Какие ещё нравственные качества им в этом помогли?
 
Учащиеся сравнивают решение кроссворда с образцом на слайде Дружба, поддержка, взаимовыручка.
 
 
«Подумай и ответь»…
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выяснение идеи
1. Герои сказки стремились к Великому Гудвину, чтобы он исполнил их желания. Однако он оказался обычным человеком, цирковым артистом. Почему же они остались удовлетворены этим посещением? Что открыл он им?
2. Штат, в котором жила Элли. (Канзас) Канзас был пыльной и сухой степью, но какими словами Элли объяснила любовь к этому месту?
- Почему Элли всё время хотела попасть домой, ведь её в Волшебной стране хорошо принимали и даже хотели, чтобы она была правительницей? (Ответы детей).
Патриот – человек, любящий Родину.      Патриотизм – Чувство любви к Родине.                        Элли любила свою Родину и хотела вернуться. Почему Элли, которая так рвалась домой, горько зарыдала когда эта возможность ей открылась?
3. Ребята, скажите, пожалуйста, какова основная мысль сказки?
4. С кем из героев книги вы бы хотели подружиться?
Автор использовал жанр сказки. Мы помним мудрое изречение А.С.Пушкина:  «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Какой урок мы должны извлечь, познакомившись с этим произведением? Из всех испытаний наши герои вышли победителями. Что же им помогло? А помогло им: ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА. ПОДДЕРЖКА. Значит, эта сказка учит нас этому. Будем стараться поддерживать друг друга, выручать в трудную минуту и будем учиться дружить!
 
 
 
Он подарил им веру в себя.
 
Элли объяснила свою любовь очень просто, она сказала: "Дома всегда лучше!"
 
 
 
 
 
Потому что она нашла настоящих друзей
 
Волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе человек. Без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла.
 
Фронтальные ответы учащихся, основанные на собственном мнение
 
Рефлексия Составление синквейна
 

 
А сейчас в парах составьте синквейн к одному из героев нашей сказочной повести.  Давайте вспомним, что такое синквейн и правила написания синквейна. Учащиеся составляют синквейны, зачитывают свои работы. На экране правила написания синквейна
*** - Сегодня на уроке я ещё раз убедилась, что …
- Докажите это примером нашего урока
Учащиеся пишут небольшое эссе.  
Итог урока Вот и закончилось наше удивительное путешествие в Волшебной стране, о котором поведал нам замечательный детский писатель Александр Мелентьевич Волков. Наших героев она привела к исполнению желаний, а вас к победе. Счастлив тот, кто побывал в замечательных сказках А.М. Волкова, которые вошли в сокровищницу детской литературы.    
Оценки Кого из ребят тебе бы хотелось отметить сегодня на уроке? Кто тебе помог? Анализ результатов своего труда и чужого  
Запасный момент 1. Кто из героев сказки не мог жить без масла? (Дровосек) Почему Дровосек не мог жить без масла?
2.  Кто оказался Великим Обманщиком? (Гудвин) В каком образе Гудвин явился перед Элли, Страшилой, Дровосеком и Львом?
3.Предмет, с которым не расставалась Бастинда. (Зонтик) Почему Бастинда всегда ходила с зонтиком? (Бастинде была предсказана смерть от воды)
4. Чего не делала Бастинда пятьсот лет? (Бастинда пятьсот лет не умывалась.) Как цифра сорок связана с Бастиндой? Кого еще посылала Бастинда для уничтожения Элли и ее друзей?
5. Стихийное бедствие, в которое попали друзья. (Наводнение) Кто пострадал больше всех во время наводнения? (Больше всех пострадали Железный Дровосек и Страшила, но Элли, Лев и Тотошка спасли их.)
6.Волшебница Желтой страны. (Виллина) Какая волшебная вещь была у Виллины?
6.Что получила Элли в подарок от Мигунов? (Браслет) Что подарили Мигуны друзьям Элли? (Железному Дровосеку Мигуны подарили золотую масленку, отделанную драгоценными камнями; Страшиле – трость с набалдашником из слоновой кости и серебряные бубенчики на шляпу; Льву и Тотошке – золотые ошейники.)
8.Что носили все жители Изумрудного города? Почему? Очки с зелеными стеклами, чтобы все сверкало зеленым светом

 
Дровосек был сделан из железа и мог заржаветь от воды. Поэтому он всегда носил с собой масленку.
 
Когда Элли вошла в тронный зал, она увидела Живую Голову, Страшила – Морскую Деву, Железный Дровосек – страшного зверя, а Лев – Огненный Шар
У Виллины была волшебная книга, которая могла быть большой и тяжелой, когда ее читали, а потом становилась величиной с наперсток
У нее было сорок свирепых волков и сорок хищных ворон с железными клювами. Бастинда посылала Мигунов, черных пчел и Летучих Обезьян.
 

 
 
 
 
Приём развития критического мышления «Уголки»
Используется для составления характеристики одного из героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств  героя, другая группа – об отрицательных качествах, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Затем делается совместный вывод. Такой приём
учит детей диалогу, культуре общения.
 
Кроссворд
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
   

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ