Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Организация внеурочной деятельности младших школьников
в рамках  реализации ФГОС.

Тимофеева Ольга Павловна

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализациисовременной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколенияуспешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей), их солидарной ответственности за результат образования (воспитания).

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающее системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во  внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательных учреждений.

 

Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности                                                                                                                                                               школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их                                                                                                                                                                                                                 образования и воспитания.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания                                                                                                                                                           и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд                                                                                                                                                                      очень важных задач:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку                                                                                                                                               обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 

Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в                                                                                                                                                           рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования                                                                                                                                                          определяет образовательное учреждение.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных                                                                                                                                                                          учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной                                                                                                                                                деятельности:

- базовая модель.

- модель дополнительного образования (на основе муниципальной системы                                                                                                                                                                дополнительного образования детей);

- модель «школы полного дня»;

- оптимизационная модель ( на основе оптимизации всех внутренних ресурсов                                                                                                                                                          образовательного учреждения);

- инновационно- образовательная модель.

Базовая модель:

реализуется через

- учебный план,

- дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений,

- дополнительные образовательные программы учреждений дополнительного образования,                                                                                                                                                                               культуры и спорта,

- организацию деятельности группы продленного дня,

- классное руководство,

- деятельность иных педагогов,

- инновационную деятельность.

Опираясь на базовую модель, предлагается несколько типов организационных моделей                                                                                                                                                  внеурочной деятельности.

Модель дополнительного образования:

внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием. Предполагает                                                                                                                                                      использование возможностей ОУ дополнительного образования детей, организаций культуры

и спорта. Преимущества: предоставление широкого спектра                                                                                                                                                                                 направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения,                                                                                                                                     самореализации ребенка.

Модель школы полного дня:

Создание здоровье сберегающий среды. Возможно лишь в том случае, если есть возможность                                                                                                                                                           полноценно оздоравливать: дневной сон, 2х разовое питание, развитие двигательной активности.

Оптимизационная модель:

Сосредоточена на внутренних ресурсах. Подходит для отдаленных школ.

Главный координатор- классный руководитель. Нацелена на развитие коллектива класса,                                                                                                                                                                                    создание органов самоуправления, социально- значимую и творческую деятельность.

Инновационно - образовательная модель

Внедрение совершенно нового, того, что еще не практиковалось в данном учреждении.

Предполагает создание экспериментальной площадки, разработку, апробацию , внедрение                                                                                                                                                                                            новых образовательных программ, в том числе специфических для данной местности.

Каждая школа выбрала свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и                                                                                                                                                           возможностей.

Нормативными документами исключены количественные показатели объема времени,                                                                                                                                                                                                 отводимого на организацию внеурочной работы: каждое образовательное учреждение,

родители и дети самостоятельно определяют количество времени,                                                                                                                                                                     отводимого на реализацию внеурочной деятельности, но оно не должно превышать

10 часов в неделю.

Сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности»

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

·         спортивно-оздоровительное,

·         духовно-нравственное,

·         социальное,

·         общеинтеллектуальное,

·         общекультурное. 

Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог является тьютором. Он включает детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления. 

Этапы организации внеурочной деятельности:

1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями;

3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ;

4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности;

5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал. 

Принципы организации внеурочной деятельности:

·         соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности

·         опора на ценности воспитательной системы школы

·         свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. 

Типы программ внеурочной деятельности:

·         образовательные программы конкретным видам деятельности, например, ОП краеведческой деятельности или ОП школьного театра;

·         комплексные образовательные программы, предполагающие переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам второго и третьего уровней в различных видах деятельности;

·         тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие возможности различных видов деятельности, например, программа “Юные исследователи природы” 

Рекомендации по разработке программы:

·         ориентироваться на школьников определённой возрастной группы;

·         руководствоваться педагогической целесообразностью и ориентироваться на запросы учащихся и родителей;

·         программа должна состоять из введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатов. 

·         программа реализуется в рамках одного класса или в рамках свободных объединений школьников одного возраста. 

Выводы:

Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности.

Организация внеурочной деятельности является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.