Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 4 классе

Кровеносная система человека

Трусова Наталья Александровна
Учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир».
Цели:
  • формировать представления учащихся о кровеносной системе человека;
  • развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать;
  • формировать умение пользоваться дополнительной литературой;
  • развивать культуру поведения, умение работать в парах и группах.
Оборудование:
СД-диск « Мое тело. Как оно устроено?»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
- защита мини-проектов «Как защитить органы дыхания» (выступления групп).
3. Целеполагание
- С самых древних времён люди знали, что жизнь впрямую зависит от алой жидкости, текущей в нашем организме.
Они всегда знали, что с ней связана тайна жизни.
-Вспомните, что происходит, если мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела?
( больно, идёт кровь)
- Действительно, какую бы часть тела ни поранил человек, сразу появляется кровь.
- Что же такое кровь?
( Кровь – это жидкость красного цвета. Она находится во всех частях тела.)
 
- Мы с вами – живые организмы.
-Что свойственно живому организму?
(питаться, расти, размножаться, двигаться, защищаться, дышать)
- Как вы думаете, а кровь живой организм?
- Как вы думаете, какую проблему мы должны будем решить на уроке?
(Мы должны доказать, что кровь – это источник жизни и в ёе целебную силу люди верят и сегодня.)
Тема урока:  « Кровеносная система.»
 
4. Работа по теме урока.
1.) Кровеносная система.( слайд №1)
Вы уже сказали, что кровь – это жидкость, она есть во всех частях вашего тела.
А как она туда попадает?
( Кровь в теле человека непрерывно течёт по особым трубочкам.)
 Они называются кровеносные сосуды:
  • артерии (слайд №2)
  • вены (слайд №4)
  • капилляры (слайд №3)
 
 
- Кровь движется очень быстро.
У взрослого человека она успевает обежать всё тело за 26 секунд.
У подростка – за 18 секунд.
У ребёнка – за 15 секунд.
За сутки кровь оборачивается по телу 2 тысячи раз.
 
2.)Сердце.( слайд №5)
 
- А что приводит в движение кровь?
( сердце)
Где у человека сердце?
 
Сердце – это плотный мышечный мешок величиной с человеческий кулак. Сердце не пустое, внутри него находится кровь. Наше сердце похоже на состоящий из двух частей двухэтажный дом, комнаты наверху называются правым и левым предсердиями, а внизу – правым и левым желудочками.
Сердце работает как насос: то сокращается, то расслабляется, выталкивая кровь в кровеносные сосуды. (слайд № 6)
 
Опыт с грушей.
Вот так и сердце выталкивает кровь в артерии. Она ударяется в стенки артерий, что приводит к ритмичному колебанию.
Прикоснитесь ладонью к груди.
Что вы чувствуете?
( удары, пульс)
 
О работе сердца можно судить по колебанию сосудов – пульсу.
Найдите у себя пульс на руке.
У маленьких птиц – 200 ударов, у кошек – 130, у лошади – 35, у слона – 25, у человека – 75.  Пульс может рассказать, здоров или болен человек, слабый пульс говорит о болезнях сердца.
 
Мы вдыхаем, и кровь с кислородом из лёгких идёт к сердцу, потом к самой большой артерии – аорте. (слайд № 7)
 
Артерии – это большие сосуды, по которым кровь идёт от сердца. Они на схеме красного цвета. Артериальная кровь имеет ярко-красную окраску и перемещается по артериям толчками. Артерии расположены глубоко в тканях.
Артерии распадаются на густую сеть крошечных сосудиков – капилляров. Они в 50 раз тоньше самого тонкого человеческого волоса. На месте, занимаемого булавкой, может разместиться около 700 капилляров. Капилляр настолько узок, что кровяные тельца проходят по нему по одному и очень медленно.
По капиллярам кровь поступает от самых маленьких артерий к самым маленьким венам. Вены – располагаются ближе к поверхности кожи, кровь в них темнее и течёт более ровно. Вены хорошо видны на ладошках, локтевом сгибе.
Движение крови в организме человека называется кровообращением. (слайд № 7)
 
Что отдаёт кровь в капиллярах?
( кислород, питательные вещества)
После этого кровь начинает свой обратный путь к сердцу, но уже по венам.
Что забирает?
( углекислый газ, продукты обмена)
Какую функцию выполняет кровь?
( питательную)
 
Физкультминутка
 
3) Состав крови. ( слайд №8)
 
В организме взрослого человека содержится около шести литров крови
( 2 трёхлитровые банки). В этой жидкости примерно 35 миллиардов клеток крови. Нам очень трудно представить такое огромное количество, но если все клетки построить в цепочку, то эта цепочка четыре раза обойдёт вокруг земного шара.
 
Давайте прочитаем о составе крови.( работа по учебнику в парах)
 
Читая учебник, учащиеся заполняют схему.
 
 
 
                                             Состав крови
 
          Плазма                                                             форменные вещества
                                                                                 
вода    питательные вещества                                эритроциты       лейкоциты   тромбоциты
          
             белки       углеводы
 
Вы приходите к врачу, и он назначает вам сделать анализ крови.
Посмотрите на бланк анализа крови. Какие клетки крови изучают в лаборатории?
(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
 
Работа по учебнику.
Найти обозначение каждой клетки.

 
  1.  Красные кровяные тельца- это  эритроциты, именно они придают крови её цвет. В крови столько кровяных телец, что вся кровь выглядит красной. Внутри эритроцитов есть вещество – гемоглобин. Оно выполняет очень важную работу. Как вы берёте в руки воздушный шарик, так и гемоглобин берёт пузырьки воздуха (кислород) из лёгких и разносит их по всему телу..
 
 
  1. Третий важный компонент – белые кровяные тельца, они меньше и называются  лейкоцитами.
 
Лейкоциты  борются с болезнями, уничтожая попавших в организм болезнетворных бактерий, а также способствуют выработке в крови особых веществ – антител, которые делают человека невосприимчивым к некоторым заболеваниям.
 
     Защитная функция крови.
 
- Как вы думаете, что может повлиять на состав крови?
( температура, окружающая среда, концентрация солей, газов)
 
Состав крови должен быть сравнительно постоянным, без резких колебаний.
Если в крови мало лейкоцитов, то организм погибает. А если много, то развивается болезнь – лейкемия (рак крови).
Зачем же делают анализ крови?
( по химическому анализу крови видно здоров или болен человек)
 
Вот врач взял у вас анализ крови, приложил ватку к ранке, что происходит дальше с кровью?
( она сворачивается)
 
- При повреждении сосудов эритроциты организованными колоннами идут закрывать собой пробоину. С этого начинается процесс свёртывания крови.
 

 
  1. Четвёртый важный компонент крови – тромбоциты. Мелкие клеточки тромбоцитов образуют что – то наподобие сети и опутывают кровяные тельца. В этом месте поток крови останавливается и образуется маленькая пробочка из кровяных клеток – корочка.
 
У всех людей кровь сворачивается с различной скоростью. Есть люди, у которых кровь свёртывается очень медленно, а то и совсем не свёртывается. Такое состояние называется гемофилией. Болезнь гемофилия поражает только мужчин. Этим заболеванием страдал сын последнего русского царя Николая – Алексей.
 
-Кому важно знать скорость свёртывания крови?
( Хирургам во время операции.)
При больших потерях крови человек может умереть.
-Могут ли клетки крови гибнуть? А расти?
-Заменима ли кровь?
( переливание крови)
Такая процедура применяется, когда возникает угроза жизни (например, из-за большой потери крови при ранении).
 В этом случаи важно знать группу крови.
 
У вас на листочках схемы совместимости групп крови.
Если больному перелить кровь, несовместимую с его кровью, происходит гибель его собственных эритроцитов и наступает смерть.
 
5. Рефлексия.
- Вставьте недостающие слова ( работа на карточках)
Кровь даёт нам ……………. т.е. дыхание,  нас ……………,……………… клетка растёт.
Мы доказали, что кровь – это ……………………………….. .
 
-Что надо делать, чтобы избежать болезней сердца, кровеносных сосудов?
 
( правильный режим, прогулки на свежем воздухе, ритмичность труда и отдыха, регулярные занятия спортом, правильное питание.)
 
6. Домашнее задание.
-нарисовать знаки «Как сохранить сердце здоровым».
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ