Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок окружающего мира в 1 классе

Как из зерна получилась булка

Форсилова Марина Викторовна 
Цель: формирование бережного отношения к хлебу.
 Задачи:
  • углублять знания учащихся о хлебе, названиях сельскохозяйственных профессий и машин;
  • активизировать речь детей;
  • познакомить детей с пословицами, поговоркам,  связанными с хлебом;
  • воспитывать уважение к хлебу и к людям, которые его выращивают.
Оборудование:
проекционное оборудование (для демонстрации презентации к уроку), рисунки с изображением хлеба, плакаты с пословицами,  иллюстрации.
 
                                                                      Ход урока
I. Орг. момент  
 
В мире много неизвестного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
 
 II. Сообщение темы и целей урока
(подготовленный ученик рассказывает стихотворение)
 
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой, корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый.
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
И не сразу стали зерна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
 
- О чем это стихотворение? (о хлебе)
- Какова тема сегодняшнего урока? О чем мы будем говорить на занятии?  
- Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как хлеб попадает на наш стол, кто потрудился для того, чтобы в каждом доме на столе были булки, батоны, бублики, пироги.
 
III. Изучение нового материала
- Послушайте одну историю.  
Надя с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:
 - Бабушка, а тут что растет?
 - Хлеб, внученька!
 - Хлеб?! А булки где?
 - И булки здесь, внученька.
 - А баранки?
 - И баранки здесь.
  - А пряники?
 - И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?
- А вы знаете, как попадает хлеб на стол?
- Из чего получают булочки, батоны, пироги, бублики, баранки? (из зернышка)
- Правильно, из зернышка. Давайте попробуем сегодня на уроке все вместе
  вырастить хлеб.
- Куда для этого нам следует отправиться?   
- Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы:
  нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.
- Что это за машина, и кто ею управляет? (трактор, тракторист)  
- Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В колхозах поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки  
- Итак, зернышки посеяли. Солнышко все выше, все теплее вокруг.
- Что же происходит на поле? Что делают зернышки? (зёрна проросли, появились
  всходы)  
- Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный
  колос. Летом хлебные поля похожи на море.   Подует ветер, и колосья
  закачаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми.
   - Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай. И снова в поле выходят машины.
В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (комбайн)  
- Как называют человека, который управляет комбайном? (комбайнер)
- Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор.   
- Что же происходит с зерном на элеваторе? (его сушат и отбирают)
- Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. Для чего, как вы думаете? (из
  него делают муку)  
- Что же происходит с мукой дальше? (Потом на специальных машинах муку везут
  на хлебозаводы и пекарни)   
- И уже из муки пекут хлеб. А как называют тех людей, которые пекут хлеб?
  (пекари)  
- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- Как называется специализированный магазин, где продаются только
  хлебобулочные изделия? (булочная)  
- И уже в этих магазинах мы и покупаем наш хлеб
- Итак, какой путь проходит зерно, чтобы попасть к нам на стол? (ответы
  учащихся)  
- Посмотрите, короткий ли этот путь?
- Ребята, легко ли получить хлебобулочные изделия?
- Какой вывод мы должны сделать: как нужно относиться к хлебу? (беречь его,
  уважать труд людей, которые его вырастили, не разбрасывать, не играть
  хлебом)
  
Физминутка  

 
Вот как солнышко встает-
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет –
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Радостно живется!
 
IV. Закрепление изученного
- Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам
  должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с
  хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда.
- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова, которое подготовили наши ребята.
(подготовленные ученики рассказывают стихотворение)

 
1 ученик
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Они её не покупали –
Нашли за домом во дворе.
С земли её не поднимали.
И  вот  она уже в игре…

 
2 ученик
Шел мимо незнакомый дядя.
Остановился и взглянул
И на ребят почти не глядя
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И  вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
3 ученик
- Ты кто такой? – спросили дети.
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил.
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которым налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
 
- О чем это стихотворение?
- Что сделали ребята?
- Правильно ли они поступили? Почему?
- Верно, к хлебу нужно относиться уважительно и бережно; увидите кусок хлеба на
  земле, не затаптывайте его в грязь, поднимите. Положите повыше, чтобы птицы
  склевали. Помните: хлеб – это труд тракториста, который посеял зерно; хлеб - это
  труд комбайнера, который его убирал; хлеб- это труд пекаря, который его выпекал
  с большой любовью.
4 ученик
А в годы войны помогал он героям
Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.
Пусть чистое небо сияет над миром.
Пускай отражается солнце в глазах.

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте
На ваших и наших семейных столах.
 
- В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба
  величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады Ленинграда времен
  Великой Отечественной войны дневной паек для жителей осажденного
  фашистскими захватчиками города. А людям нужно было работать, нужно было
  выжить вопреки всему….  
 
Физминутка
 
(По классу развешены фрагмены-пазлы. Нужно на доске с помощью магнитов восстановить картинку с изображением каравая)
А) Работа с пословицей
- Ребята, есть такая пословица «Худ обед, когда хлеба нет».   
- Как вы ее понимаете? Что значит «худ»? (плохой, несытный)
- Почему обед плохой, если нет хлеба?
- А какие вы еще знаете пословицы о хлебе? (хлеб, да вода – мужицкая еда; у
  голодного хлеб на уме; хлеба ни куска, так и в горнице тоска; каравай хлеба не
  свалится с неба; много снега– много хлеба.)
Б) Работа по учебнику  
- Откройте учебники на с. 31. Рассмотрите рисунок и послушайте текст.
  (чтение текста учителем)
- Что вы можете сказать о Вове?
- Действительно ли существует хлебное дерево? (учащиеся высказывают свои
   предположения)
 - Хлебное дерево – это уроженец в Индии, но его разводят в тропических странах повсюду.   Хотя плоды его  считаются безвкусными, индийцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода.  
- Поработаем в паре.
  Ваша задача – проанализировать серию рисунков на экране и восстановить
  правильную последовательность, а затем рассказать, как получается хлеб. Люди
  каких профессий помогают хлебу появиться на нашем столе?  
  (учащиеся обсуждают рисунки, работая в паре, потом представляют свое
  Выступление)
В) Самостоятельная работа
- А сейчас самостоятельная работа в рабочей тетради на с. 17.
(самостоятельная работа, обсуждение выполнения)
 
V. Итог урока
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что запомнилось больше всего?
- На что обратили особое внимание?
- О чем бы вы хотели рассказать родителям?
- Давайте еще раз назовем путь, который проделывает хлеб, прежде чем попасть на
  наш стол (вспашка - посев семян - сбор урожая - муком.завод – пекарня - хлеб)
 
- Спасибо за урок. Урок окончен.  

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ