Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование познавательного интереса младшего школьника в современных условиях

Яворская Татьяна Федоровна
Какими приходят дети в школу? Они приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое. Интерес к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению - добросовестное и прилежное отношение к делу. Младшие школьники в большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и меньший интерес проявляют к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа. Социальный смысл учения хорошо виден из отношения младших школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Подобное отношение к отметке в дальнейшем меняется.
Приход в школу позволяет ребенку выйти за пределы своего детского образа жизни, занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, которая дает богатый материал для удовлетворения познавательных интересов. Это создает психологические предпосылки возникновения у него подлинной потребности в усвоении теоретических знаний.
В общепсихологическом определении интерес - это эмоциональное переживание познавательной потребности. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы»[9-с.17], и здесь важна дифференциация видов интереса и отношение к учению. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально – содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим [9].
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знание, общее для всех детей.
Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу.
Младшие школьники задают много вопросов об отдельных фактах и событиях. Сфера интересов ребенка значительно расширяется – раздвигаются ее временные и пространственные рамки. Появляется интерес к прошлому и будущему. В младшем школьном возрасте начинают резко проявляться значительные индивидуальные различия в активности детей в постановке вопросов. Этот возрастной этап является сенситивным по отношению к развитию способности детей выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно исследовать его. Следовательно, этот возраст занимает важнейшее место в формировании интересов человека. Это период высокой пластичности мозга и высокой обучаемости. При всей организованности учебная деятельность есть работа самого школьника, и успех зависит от его активности, от усвоенных им способов самоорганизации. Под влиянием социального опыта и социального контроля совершается «самопостроение» личности [8].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. – С. 394
2) Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / под ред. Бурминская Г.В. – М., 2005. – С. 656.
3) Джедарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности – М., 1974. – С. 216
4) Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
5) Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 2000. – С. 523.
6) Маркова А.К. Формирование интересов учений у школьников. – М., 1986. – С. 554.
7) Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002. – С. 6


GBOU school № 641 with profound studying of English language, Saint-Petersburg
Author: Javorskaia Tatiana
Section 4 "Characteristics of the educational interests of contemporary students"
Formation of informative interest of younger pupils in modern conditions.
How come children in school? They come to school with a desire to learn, to learn new things. The interest in knowledge of them are closely intertwined with the attitude to learning - a conscientious and diligent attitude. Younger students in most cases love to study. Thus they are attracted by this serious training and little interest in the kind of work that they are reminded of the primary lesson type. The social meaning of the teachings is clearly visible from the attitude of Junior schoolchildren to the marks. They have long perceived the mark as an assessment of their efforts, not the quality of the work done.
The advent of the school allows the child to transcend his child lifestyle, to take a new stance and to proceed with the public meaningful training activities, which provides rich material for the satisfaction of cognitive interests. This creates the psychological preconditions of genuine needs in the assimilation of theoretical knowledge.
In the General psychological definition of interest is emotional experience and cognitive needs. Interest is defined "as a consequence, as one of the integral manifestations of the complex processes of motivational sphere"[9-p. 17] here, an important differentiation of types of interest and attitude towards teaching. According to A. K. Markova, interest in teaching can be wide, planning, productive, process – informative, educational and transformational [9].
Major role in the formation of interest in teaching plays in the creation of a problem situation, students clash with a difficulty which they cannot resolve with their existing stock of knowledge; faced with difficulty, they convinced of the need to acquire new knowledge or apply old ones in a new situation. Interesting only that work which requires constant voltage. Lightweight material that does not require mental effort, no interest. Overcoming challenges in training activities – an essential condition for the emergence of interest in it.
A distinctive feature of the status of pupil or student is that his study is obligatory, socially significant activity. For her, he is liable to the teacher, school, family. The life of the pupil is subordinated to system of strict, it is the same for all school rules. The main contents becomes the assimilation of knowledge that is common to all children.
Educational interests develop gradually, for a long time and cannot arise at once at receipt in school.
Younger students ask a lot of questions about specific facts and events. The sphere of interests of the child is greatly expanded – apart her temporal and spatial frame. You receive the interest in the past and the future. In the Junior school age are beginning to dramatically show significant individual differences in activity of children in the formulation of the questions. This age is a sensitive stage in relation to the development of children's ability to distinguish the unknown in a problem situation, and actively explore it. Therefore, this age has an important role in the formation of human interests. This is a period of high brain plasticity and high trainability. For all organized learning activities is the work of the student, and success depends on its activity, learned from them ways of self-organization. Under the influence of social experience and social control can samopoznanie" personality [8].

THE LIST OF REFERENCES
1) Aseev V. G. Problematical and personality // Theoretical problems of personality psychology. – M., 1974. – 394 p.
2) readings in child psychology: from infant to teenager / edited by Burmenskaya G. V. – M., 2005. – S. 656.
3) Getarian I. A. About the place of needs, emotions and feelings in the motivation of personality – M., 1974. – P. 216
4) Winter I. A. Pedagogical psychology. – M., 2002.
5) Lihachev B. T. Pedagogics: a Course of lectures. – M., 2000. – S. 523.
6) Markova, A. K. formation of the interests of the exercises in the pupils. – M., 1986. – S. 554.
7) Mukhina, V. S. Age psychology. – M., 2002. – S. 6

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ