Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образовательное путешествие как метод формирования
универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
в начальной школе

Анпилогова Наталия Викторовна,
ГБОУ Гимназия № 248
Кировского района  Санкт-Петербурга
        Современное общество характеризуется непрерывным развитием науки и техники, созданием новых технологий, кардинальным образом изменяющих жизнь людей, а также многообразием мира культуры и огромным потоком информации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приёмов обучения и воспитания, способствующих повышению интереса к изучаемому предмету, развитию познавательных и творческих способностей детей, формированию универсальных учебных действий (УУД). Основным требованием ФГОС начального общего образования является формирование умения (способности) учиться. Одним из эффективных методов реализации ФГОС НОО является метод образовательного путешествия.
       Образовательное  путешествие – это  особый метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, в ходе которой учащийся самостоятельно открывает и познаёт мир, самосовершенствуется, что является главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных  УУД  всех типов – познавательных, регулятивных и коммуникативных. Образовательное путешествие состоит из трех этапов: подготовительный, работа на маршруте и подведение итогов.
         На подготовительном этапе выявляется проблема, на основании которой учащиеся самостоятельно или совместно с учителем определяют тему исследования. Это способствует формированию у учащихся регулятивных и  познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи. На этом этапе определяются объекты исследования, последовательность и формы их освоения, задачи, которые учащиеся будут решать в ходе работы, таким образом, они учатся планировать свою исследовательскую деятельность (регулятивные УУД) и разрабатывается маршрутный лист, который поможет им организовать самостоятельную работу. Далее оговаривается время работы на маршруте, а также формы представления результатов (инсценировки, конкурс стихов, рисунков, поделки, стенгазеты).
           На втором этапе (работа на маршруте) у учащихся формируются познавательные УУД: самостоятельный поиск информации, необходимой для решения задач исследования, её анализ и формулировка выводов. Роль учителя здесь направляющая – помогает найти пути получения информации и организует поисково – аналитическую деятельность. Маршруты выполняются учениками индивидуально или в малых группах. В ходе этого этапа ученики пользуются различными источниками информации. Они могут использовать электронные, библиотечные ресурсы, могут обращаться за помощью к родителям, представителям разных профессий, при этом у учащихся формируются коммуникативные УУД: взаимодействие и сотрудничество, умение слушать и вступать в диалог.
           Третий этап – подведение итогов. На данном этапе учащиеся соотносят полученные результаты с проблемой, темой  и целью исследования, подводят итоги, что способствует формированию регулятивных УУД (умение аргументированно оценивать свою работу и других учащихся, определять степень успешности работы, саморегуляция, т.е. эмоциональная выдержанность в ситуации успеха/ неуспеха). Ученики представляют результаты своей работы в виде: альбомов, утренников, презентаций, театрализации,цикла газетных статей, поделок, рисунков и т.д.)
             Метод образовательного путешествия в начальной школе может быть использован в рамках учебного предмета, а также во внеурочной деятельности.
              Учащиеся  третьих классов нашей Гимназии принимали участие в конкурсе творческих работ, ежегодно проводимом издательством ДЕТГИЗ. Памятным подарком стал календарь «Волшебники детства», на каждой странице которого была размещена фотография детского писателя, работающего в издательстве ДЕТГИЗ. Рассматривая календарь, читая фамилии писателей, ученики пришли к выводу, что с творчеством некоторых из них незнакомы совсем, и лишь немногие им знакомы по текстам учебника по литературному чтению. Таким образом, вышли на проблему исследования, сформулировали его тему «Современные петербургские писатели – детям» и поставили перед собой задачу: познакомиться с творчеством современных петербургских писателей, сотрудничающих с издательством ДЕТГИЗ. При планировании времени путешествия учитывали то, что идея путешествия возникла при изучении календаря «Волшебники детства», где каждая его страничка – это определенный месяц и писатель, поэтому на знакомство с жизнью и творчеством писателя мы выделяли месяц. Был разработан маршрутный лист, в котором были сформулированы задачи на каждый месяц.
Маршрутный лист
  1. Собрать информацию о писателе.
  2. Познакомиться с библиографией писателя и особенностями его творчества.
  3. Прочитать несколько произведений. Написать отзыв о понравившемся произведении автора.
  4. Представить результаты работы.
На этапе сбора информации о писателе учащиеся обращались к различным источникам, в том числе Интернет – ресурсам. Обобщение полученных знаний проводилось совместно со школьным библиотекарем. Эти беседы помогли ребятам сориентироваться в творчестве писателей и определить круг чтения.
            Промежуточные итоги подводились каждый месяц. Выбор формы представления результатов работы зависел от особенностей творчества писателя, а также возможностей учащихся. Например, на этапе рефлексии знакомства с творчеством поэта М. Яснова стал конкурс на лучшее прочтение наизусть его стихов. Особое впечатление на третьеклассников произвела серия книг В. Воскобойникова «Рассказы о детстве великих людей». В малых группах учащиеся подготовили рассказ и презентацию о понравившемся герое. Подведение итогов работы по творчеству С. Сахарнова проводилось в ЦГДБ им. А.С. Пушкина, где проходила выставка, посвященная юбилею писателя. В библиотеке учащиеся приняли участие в  игре по станциям. По сказке А. Шевченко «Как щенок учился считать» третьеклассниками был поставлен спектакль для учащихся первых классов.
            В результате образовательного путешествия ученики познакомились с 10 современными писателями издательства ДЕТГИЗ: М. Яснов, А. Шевченко, С. Сахарнов, В. Воскобойников, С. Махотин, В. Лейкин, А. Кутерницкий, И. Шевчук, А. Гиневский, О. Бундур, В. Попов.
             На всех этапах образовательного путешествия учащиеся активно использовали сетевые социальные сервисы Web 2.0, такие как   Wordle  и  Tagxedo  для создания облаков слов, карта ума, интерактивные формы контроля (LearningApps.org), что позволило им реализовать свой творческий потенциал в решении поставленных задач.
             Таким образом, использование метода образовательного путешествия на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности способствует формированию у учащихся УУД: познавательных, регулятивных и коммуникативных. Расширяется образовательное пространство, увеличивается число контактов во внешней среде, а также используя свои возможности и способности для самообразования, ребенок будет не только успешно формироваться как личность, но и активно интегрироваться в социум. Используя этот метод, мы поддерживаем интерес учащихся к урокам литературного чтения и процессу чтения в целом.
 
       
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ