Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нестандартные формы урока

Ремизова Светлана Геннадьевна
Нестандартные формы урока являются исходными интерактивного обучения, которое по своей сути выражает новизну и нестандартность. В зависимости от целей и задач урока литературы, форм организации учебной деятельности, нестандартный урок может охватывать разные типы технологий обучения. Их может быть множество, все зависит от умений и фантазии учителя и учащихся.
Нестандартный урок – это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся.
Отличительные особенности нестандартных уроков:
- связь с творческой деятельностью,
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы.
- необычные условия работы,
- активное воспроизведение полученных ранее знаний.
Нестандартные уроки характеризуют:
- отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении;
- максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;
- не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;
- поддержка множественности мнений;
- «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям.
В педагогической и методической литературе предлагаются различные классификации нестандартных уроков.
И.В. Оцабрик в основу классификации кладет интерактивные технологии обучения (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов). Интерактивное обучение - это обучение, погружённое в общение. Оно сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы: транслирующие ("полупроводниковые") на диалоговые, т.е. основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Он выделяет:
- интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.;
- интерактивные технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.;
- интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др.
Хотелось бы остановиться на некоторых приёмах.
Работа в парах или группах Этот способ также популярен при проведении урока по интерактивному методу. Работа в парах или группах позволяет всем ученикам (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия.
 Группы или пары могут формировать сами ученики, но чаще это делает учитель. При этом педагог учитывает уровень учащихся и характер их отношений, а также ставит перед ними максимально четкие задачи, записывая их в карточках или на доске. Также он дает группе достаточное количество времени для выполнения задания.
Карусель Данную интерактивную технологию позаимствовали из психологических тренингов. Такой вид работы дети обычно очень любят. Для реализации данной методики учащиеся образуют два кольца: внешнее и внутреннее. Первое из них – это ученики, которые через каждые 30 секунд постепенно перемещаются по кругу. Внутренне кольцо составляют неподвижно сидящие дети, ведущие диалог с теми, кто оказался напротив их. В течение тридцати секунд происходит обсуждение того или иного вопроса, когда каждый из учеников старается убедить собеседника в своей правоте. Методика «Карусель» при изучении иностранного языка позволяет отработать темы «В театре», «Знакомство», «Разговор на улице» и т. д. Ребята беседуют с большим увлечением, и весь урок проходит не только динамично, но и весьма результативно.
 «Аквариум» – это «спектакль». Наблюдатели, критики, эксперты и аналитики – эти роли распределяются учителем среди зрителей. Преподаватель так же выбирает пару и/или более учащихся на роль актеров. Последние выступают внутри круга, образованного зрителями. Например, если на уроке иностранного языка изучается тема «эмоции и чувства» («Feelings and emotions»), то студентам можно предложить разыграть аквариумную сценку-диалог. Выбор текста диалога не принципиален. Это может быть ситуация, соответствующая возрастному уровню класса.
Перед «актерами» ставится задача передать определенные чувства и черты характера героев. Задание для наблюдателей/зрителей – определить весь тот спектр чувств, которые выражают актеры в центре круга. Так же и сами ученики могут выбрать героев, эмоции и чувства которых они готовы передать/обсудить охотнее.
Технологию «Микрофон» использую на всех этапах уроках. Эта технология является сжатым, быстрым смотром знаний учащихся по теме, где учащийся проявляет свою компетентность по вопросу, которые рассматривается. Например, во время урока «Экосистемы. Разнообразие экосистем. Взаимосвязь организмов в экосистемах» на этапе актуализации опорных знаний предлагается сделать обзор известных терминов по теме, которая изучается. При этом, в виде деятельности, любой предмет имитирует микрофон, который передаётся от одного ученика к другому и каждый из них имеет право выбора: отвечать или нет. Уже только это право снимает напряжение, что очень часто возникает во время опроса. Дети знают, что в случае отказа от выступления, они не будут осуждены учителем, поэтому у них не возникает страх ни перед учителем, ни перед оценкой. Его отсутствие дает возможность воспринимать материал, разбираться в тех терминах и понятиях, которые не были усвоены на предыдущих уроках. Атмосфера доверия и уважения положительно влияет на отношение к учению. Замечено, что количество учащихся, пропускающих ход, становится все меньше, активность класса во время этого вида деятельности увеличивается.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
“Учебный мозговой штурм”. Штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся. В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением правил, направляющий деятельность учащихся, а также секретарь, фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе. Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей деятельности. Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы, требующей решения. 3 этапа обсуждения: 1. Создание банка идей – учащиеся стараются предложить максимальное количество вариантов решения (никакой критики!). 2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено. 3. Обработка результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа. Защита и обсуждение учащимися предложенных проектов.
Технология ток-шоу заключается в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта (необходимо наличие компьютера и проектора, создание презентации и раздаточных материалов).
 Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков.
Первый период – подготовительный. в нем активное участие принимают не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.)
Второй период – собственно урок, который имеет три этапа:
1) постановка проблемы, нахождение путей ее решения, мотивация деятельности;
2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся;
3) формирование умений и навыков школьников.
Третий период урока - его анализ, где оцениваются не только итоги обучения, развития и воспитания, но и характер общения учащихся.
Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки
- делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
- способствую глубокому усвоению материала;
- благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
- развивают логическое мышление, любознательность, интерес к предмету;
- организуют связь урока литературы с другими видами искусства.
  Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся.
. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
 Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
 
Источники:
  • http://www.inp.nsk.su/chairs/radio/2015/UMK/Pamyatka_interaktivnye_formy-1.pdf
·         http://referat.mirslovarei.com/pedagogika/107617-interaktivni-texnologii-navchannja.html
  • Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.
  • Интерактивные технологии обучения: теория, практика, опыт. Метод. пособие / Авт. укл.: О. Пометун, Л. Пироженко. – К.: АПН, 2002.
  • https://infourok.ru/sovremennie-interaktivnie-tehnologii-kak-sredstvo-sovershenstvovaniya-form-i-metodov-na-uroke-517910.html

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ