Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Дербина Ирина Валентиновна
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
         В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
         Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
         Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения:
          «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
         Приоритет заботы о здоровье учащегося — все используемое в учебно-образовательном процессе должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние каждого ребёнка.
           Пропагандируй здоровый образ жизни! -  Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
         Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Создавай оптимальные условия организации учебного процесса для каждого ребёнка!
Создание оптимальных условий организации учебного процесса включает в себя, во-первых, поддержание гигиенических условий в классе (комфортная температура и свежесть воздуха, освещение, отсутствие монотонных неприятных звуковые раздражителей).
         Во-вторых, чередование различных видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ и т. п.) для исключения однообразия, предупреждения утомляемости и поддержания нормальной работоспособности учащихся.
         В-третьих, с целью предупреждения утомляемости учащихся, необходимо на каждом уроке проводить физкультминутки, динамические паузы, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, которые помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.
     В-четвёртых, огромную роль играет стимулирование активной познавательной деятельности учащихся (использование учителем методик проблемного, диалогового обучения, интерактивные обучающие программы,  педагогика сотрудничества, игровые и развивающие методики, формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мотивации детей).
         В-пятых, немаловажны постоянные эмоциональные разрядки на уроках (шутка, улыбка, похвала, поддержка и одобрение учителя, работа с юмористической или поучительной картинкой, поговоркой, афоризмом, музыкальная минутка, весёлое четверостишие).
         Для меня основу здоровьесберегающих технологий составляет личностно-ориентированный, эмоционально-ценностный подход к обучению.
Всем нам хорошо известно, что личностно-ориентированный подход (ЛОП) в современном образовании является основным концептуальным подходом к обучению школьника.
         Именно он позволяет:
-воспитывать умение учиться;
-приобретать знания и умения на основе личностных запросов ученика, его особенностей и жизненно важных потребностей.
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей, приспособление к возможностям каждого учащегося. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
          В качестве ведущего ориентира и главного критерия успешного обучения предполагается развитие творческих умений и способностей каждого.  Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов ребёнка, потенциала его психологической и психофизиологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья каждого школьника.
         Для реализации этой задачи я стараюсь сделать процесс обучения максимально осознанным. Главную задачу для себя я вижу в том, чтобы создать на уроках атмосферу творчества, активного поиска, обсуждения, сотрудничества, соавторства с учениками, чтобы дети сами устанавливали закономерности и делали выводы, испытывая при этом чувства гордости, успешности и интеллектуальной радости.
         Я стараюсь, чтобы на каждом уроке как можно больше говорили ученики и как можно меньше – учитель; пытаюсь добиться того, чтобы каждый ребенок принимал как можно больше самостоятельных решений, использую методы проблемного обучения и поисковой деятельности,  стараюсь, чтобы дети формулировали тему и цели урока сами, нередко даю им возможность самим выбирать задания на уроке (а особенно – домашние задания), всячески поощряю  и специально создаю такие ситуации, когда ученики рассуждают, употребляя такие выражение: «Я считаю, что это правильно, так как …», « Это должно быть иначе, потому что…»  Я считаю очень важным научить каждого ребенка не бояться высказывать свои мысли, свои предложения вслух, не бояться отстаивать, доказывать свою точку зрения, пусть даже и не совпадающую с мнением учителя.  Естественно, этот подход не возможен без безусловного уважения педагогом личности каждого учащегося.
         Не менее важен для поддержания и укрепления здоровья школьников, на мой взгляд, и эмоционально-ценностный подход к обучению, в основе которого лежит забота об эмоциональном благополучии учащихся, установлении эмпатии, взаимопонимания между учителем и учеником.
         Если ребёнок чувствует себя на уроке комфортно, уверенно, не боится высказывать свои мысли; если учитель правильно определил нужный тон и стиль общения для каждого учащегося, умеет его вовремя поддержать, подбодрить и похвалить, разрядить при необходимости обстановку, обогатить урок эмоциями и положительными чувствами; то тогда у ребёнка формируется позитивное отношение и к себе, и к окружающему миру, а значит сохраняется его здоровье и  появляется дополнительный стимул для раскрытия его творческих возможностей.
Только единство личностно-ориентированного, эмоционально-ценностного подходов может дать, на мой взгляд, каждому учащемуся эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в себя и свои силы; радость творчества; усвоение материала с максимальной пользой, ощущение каждым ребёнком своего роста, совершенствования, приращения знаний, толчок к саморазвитию, уверенность в себе, формирование позитивной «Я –концепции».
         Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию личностно-ориентированного, эмоционально-ценностного подходов оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
         Таким образом, мы видим, что забота о сохранении здоровья каждого ребёнка является залогом успешности современного образования; и неотъемлемыми составляющими  этого процесса являются  технологии личностно-ориентированного, эмоционально-ценностного подхода к обучению.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

 
 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ