Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективные приемы приобщения к чтению детей младшего школьного возраста.
Буктрейлер как средство повышения читательского интереса

 
Сухинина Зоя Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 141 Санкт-Петербурга

Книги формируют личность, делают ее лучше,
а это ведущая цель литературы.

 
Как известно, проблема массового детского чтения является самой актуальной в современном мире. Именно вдумчивое чтение литературы, размышление над книгами становится общепризнанным, бесспорным средством формирования и совершенствования духовных чувств и качеств личности . Личность младшего школьника формируется под влиянием тех книг, которые он читает, поэтому именно литературе отводится роль транслятора духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому. Бесспорно, чтение становится своеобразным диалогом между ребенком и книгой, требующим усердия, работы ума и сердца.
Поэтому основной задачей уроков чтения в начальной школе является задача сформировать из маленького школьника «талантливого читателя» (С. Маршак).
У современных детей наблюдается спад интереса к чтению. Одной из причин этого является и то, что помимо книг появилось множество других источников информации, а так же средства массовой информации, Интернет и другие.
В начальной школе причиной спада интереса младших школьников к чтению является еще и несовершенство процесса обучения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективных технологий формирования читательского интереса младших школьников. Для того, чтобы маленький читатель мог целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, необходимо обязательное проявление им эмоциональной и умственной активности. Читательский интерес выступает той побудительной силой, которая заставляет ребенка взять книгу, прочитать, что в ней написано, получить эмоционально-положительное наслаждение и отразить свои впечатления от прочитанного.
Читательский интерес младшего школьника – это феномен, который связан с развитием познавательного интереса, познавательной активности школьника, характеризуется эмоциональной окрашенностью, наличием собственной читательской позиции в отношении произведения, устойчивой внутренней мотивацией осуществления читательской деятельности.
Вот некоторые из эффективных приемов формирования читательского интереса младших школьников.
Виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения:
1. Задания, в которых используется лексическая работа над словом. Использование таких заданий обеспечивает наиболее эффективное понимание смысла произведения.
2. Задания, в которых используются приемы для развития смысловой догадки обучающихся и формирования умений прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер прочитанного текста.
3. Задания, в которых используются методический прием, направленный на осознанность чтения, как интерпретация произведения.
Доказана эффективность использования для развития читательского интереса младших школьников следующих педагогических средств:
- проведение интегрированных занятий с элементами рисования, музыки;
- использование упражнений на основе сказочных текстов;
- использование различных видов игр, работ в парах и группах, учебного диалога героев литературных произведений;
- сочинительство.
Эффективным приемом формирования читательского интереса младших школьников так же является сочинительство историй.
Данный прием помогает самовыражению младшего школьника. Использование таких методических приемов способствует не только формированию читательского интереса у младших школьников посредством осознанного чтения, но и развитию творческой деятельности, что является неотъемлемой частью жизни школьника. Работа над формированием читательского интереса школьников посредством технологии осознанного чтения не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения.
Таким образом, поскольку читательский интерес во многом определяет личность человека, процесс его формирования у младших школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблема. Немаловажную роль в развитии интереса к чтению играет семья.
Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система.
Начало этой системы – в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребёнок ещё не умеет читать сам. Когда же он – школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребёнок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного досуга.
Приведу несколько советов родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению:
-Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным…) и вырабатывайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию. -Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.
-Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
-Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
-Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
-Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы. -Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
-Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому – нибудь из домашних.
-Поощряйте чтение.
-В доме должна быть детская библиотечка
. -Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
-Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
-Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Как видно из перечисленных советов, родителям предлагается создать такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения.
Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса – это ключевая задача начальной школы.
Буктрейлер как средство повышения читательского интереса
Нельзя заставить читать, можно лишь «заразить» чтением.
Привлечение к чтению – весьма сложная задача, решить которую быстро и легко невозможно. Особенно сегодня, когда многие воспринимают книгу как прошлый век и чтение кажется не актуальным, порой архаичным занятием. Компьютерные игры, интернет, мобильные телефоны с их безграничными возможностями завораживают ребенка с рождения. Современные дети увлечены интернетом, видеоискусством, с удовольствием пользуются современными электронными технологиями, у них так называемое «клиповое» мышление. Все это можно использовать для привлечения детей к книге, литературе.
Так, в жанр буктрейлера соединяются современные технологии и страсть к литературе. С помощью буктрейлеров можно познакомить нечитающего или плохо читающего ребенка с замечательными,очень интересными книгами. Краткие и интригующие видеоролики о книгах, сделанные с умом и любовью к литературе, «зацепят» ребят, и книги найдут своих поклонников. Постепенно, с использованием разнообразных буктрейлеров, созданных на самые разные темы, в сознание детей можно внедрить мысль о благотворности чтения, о богатых возможностях литературы.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ