Рейтинг:  2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Министерство образования РФ

Комитет по образованию администрации  Санкт- Петербурга

Информационно-методический центр

администрации Санкт-Петербурга

ГБОУ гимназия №66 Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Статья на тему:

«Применение информационных ресурсов и технологий

в контексте требований к современному уроку

в начальной школе»

 

 

 

 

 

Разработчик:

Лукашова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

Информационные

технологии обучения- новые возможности учащихся и преподавателей.

Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий. Применение компьютерных технологий в учебном процессе дает возможность использовать в педагогической практике психолого-педагогические разработки, позволяющие интенсифицировать учебный процесс, реализовывать идеи развивающего обучения. Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и более быстрому их внедрению в учебный процесс.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадицион­ным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совер­шенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональ­ных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Учебное моделирование способствует наглядному представлению изучаемого объекта и повышению интереса к этой форме обучения, а изучение процессов в динамике— более глубокому усвоению учебного материала.

Дополнительные дидактические возможности обеспечиваются такой разновидностью моде­лей, как игровые задачи. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером. Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т. е. спроектировать обучающую среду.

Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответст­вии с появлением новых знаний и технологий.

Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Преподаватель становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин в конкретном учебном заведении. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда. Информационные технологии освобождают преподавателя от изложения обуча­емым значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий обеспечило учащимся и препо­давателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса (дома), стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Использование хорошо структурированной информации, служит средством проверки собственных гипотез, помогает учащимся запомнить информацию, способ­ствует формированию приемов выполнения логических операций анализа, сравнения и др.

Преподаватели благодаря доступу к сетям телекоммуникаций не только существенно повышают свою информационную вооруженность, но и получают уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всем мире. Это создает идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными и т. п.

В последние годы в России расширяется использование компьютеров в школьных образовательных учреждениях. Разрабатываются методики, направленные на развитие детей с учетом их возраста и индивидуальных способностей, организацию их общения.

Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий при решении задач интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь современного общества. Для этой группы детей информационные технологии часто являются единственным средством получения полноценного образования, конкурентоспособной профессии и просто общения.

Требования к современному уроку.

За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает 25000 уроков. Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности и инновации для всестороннего развития личности ученика, ее активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности школьников. Модернизация системы образования предъявляет новые требования ко всем аспектам образовательной деятельности и, прежде всего, к ее основному компоненту – уроку.

Урок, отвечающий современным требованиям, предполагает:

•        оптимальный отбор содержания;

•        учет уровня подготовки обучающихся;

•        выбор рациональных технологий, методов, приемов и средств обучения;

•        обеспечение познавательной активности, сочетание форм коллективной и индивидуальной работы с максимальной самостоятельностью учебной деятельности;

•        создание ситуации успеха как ведущего результата учебной деятельности;

•        точность диагностики результатов образовательного процесса.

Современный урок в начальной школе отвечает потребностям младшего школьника:

•        в игровой деятельности;

•        в движении;

•        во внешних впечатлениях. Воздействует на эмоциональную сферу.

•        Признаки современного урока в начальной школе можно классифицировать следующим образом:

•        целенаправленность – постановка и достижение познавательных, воспитательных и развивающих целей;

•        научность – вся деятельность учителя и ученика осуществляется с учетом новейших достижений науки и передовой педагогической практики;

•        оптимизация содержания обучения;

•        выбор рациональных методов и приемов обучения, их разнообразие;

•        создание условий для интенсивной умственной деятельности учащихся, изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе;

•        активизация познавательной деятельности и развитие их инициативы и творчества;

•        создание на уроке разнообразных учебных ситуаций;

•        формирование у учащихся навыков самостоятельной работы;

•        дифференциация в обучении;

•        благоприятный психологический микроклимат.

 

 

 

 

 

Возможности использования мультимедийного оборудования
на уроках в начальной школе.

Использование ИКТ в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Интернет может раздвинуть границы классной комнаты до размеров земного шара.

В обучающей среде, созданной на основе ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем, ориентацией его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей.

Применение ИКТ на уроке создает условия для постепенного отказа от заучивания фактов и механического освоения навыков и перехода к формированию взаимосвязанного, взаимозависимого мышления, направленного на решение образовательных проблем. Мультимедийные технологии являются на сегодняшний день наиболее «модным», востребованным направлением использования информационных технологий в сфере образования. В широком смысле «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и слушателем, и читателем, и зрителем). Одной из основных возможностей и преимуществ средств  мультимедиа в образовательном процессе является одновременное использование каналов восприятия учащегося в процессе обучения (воздействия графической, аудио (звуковой) и визуальной информации).

     Ещё одним аспектом применения мультимедийных технологий в учебном процессе являются обучающие программы и демонстрация учебных видеофильмов. Мультимедийные технологии могут применяться при проведении практически всех видов учебных занятий, на различных этапах урока. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и запоминанию материала. Презентации облегчают показ рисунков, фотографий, графиков. Кроме того, используя анимацию и вставки видео фрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.

Применение компьютера в школьном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.