Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Метод проектов в начальной школе

 

Метод проектов – это…

•         Способ построения образовательного процесса

•         Решение проблемы

•         Самостоятельная деятельность

•         Продуктивное мышление

•         Обращение к субъектному опыту

•         Продукт деятельности

–        Реальный, осязаемый

–        Нематериальный (самоизменение ученика)

 

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

Метод проектов – это набор техник и приёмов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает
собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося

 

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации

 

Для чего нужен метод проектов

 

n      Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению

n           Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы

n           Научить принимать самостоятельные аргументированные решения

n           Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли

 

Цели и задачи проектного метода.

 

Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Задачи развития:

 

n      обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

n      развитие познавательных способностей;

n      развитие творческого воображения;

n      развитие творческого мышления;

n      развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

 

n      формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

n      развитие умения определять возможные методы решения проблем с помощью взрослого;

n      формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

n      развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

Основные условия применения методов проектов:

 

n      существование новой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска и применения интегрированного знания;

n      значимость предлагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

n      применение творческих, исследовательских методов при проектировании;

n      структурирование этапов выполнения проектов;

n      самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора

 

Виды проектов в начальной школе:

 

n      проекты наблюдения;

n      проекты рассказы;

n      конструктивные проекты;

n      экскурсионные проекты.

 

Классификация проектов

 

n      Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика

n      Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование

n      Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

n      Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

n      Ролевой проект – участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

 

Виды проектов по доминирующей деятельности

 

n      Информационные

n      Исследовательские

n      Творческие

n      Игровые

n      Практико - ориентированные

 

 

 

Требования к проектам и идеи проектирования.
Проектный метод должен содержать:

 

n      предмет поиска решения проблемы;

n      поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

n      аналитическую работу над собранными фактами;

n      выводы;

n      корректировку первоначального направления;

n      дальнейший поиск информации;

n      анализ новых фактов; обобщение;

n      заключение; оформление результатов; презентация;

n      внешняя оценка, рефлексия.

 

Урок в режиме проектного обучения

 

Этапы работы над методом проектов:

      Мотивационный

      Планирующий

Информационно-операционный

Рефлексивно-оценочный

 

Компоненты учебного проекта

 

Проблема проекта

«Почему?» (это важно для меня лично)

Актуальность проблемы  мотивация

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем этот проект)

Целеполагание

Задачи проекта

«Что?» (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

«Как?» (как мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

 

 

Достоинства и недостатки проекта
как формы организации учебной деятельности.

 

Достоинства:

•         Возможность углубленного и многостороннего изучения отдельных тем;

•         Исследовательский, поисковый характер;

•         Значительная самостоятельность учащихся в выборе форм и видов деятельности;

•         Активное взаимодействие между всеми участниками проекта;

•         Возможность организации познавательной деятельности на основе внутренней мотивации к обучению.

•         Коллективный характер деятельности.

 

 

 

 

Недостатки:

•         Некоторая академичность проекта, способная снизить познавательный интерес, отпугнуть учащихся;

Невысокая игровая составляющая этой формы учебной деятельности, ограничивающая возможность достижения успеха учащимися с разными типами мышления, ориентация на логическое, «левополушарное» мышление.

 

Деятельность учителя и учащихся

 

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

1.Формирует проблему (цель)

1. Вхождение в проблему.

Определяется продукт проекта.

2. Вживание в ситуацию.

2.Вводит в ситуацию.

3. Принятие задачи.

3.Формирует задачу.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

Проектировочный

4. Помогает в решении задачи.

5. Объединение в рабочие группы.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Распределение амплуа.

6. Организует деятельность.

 

3 этап

Практический

7. Практическая помощь.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

 

4 этап

Заключительный

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Готовый продукт деятельности

и презентация.

 

 

Критерии внешней оценки проекта

 

n      Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

n      корректность используемых методов исследования и методов обработкиполучаемых результатов;

n      активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

n       коллективный характер принимаемых решений;

 

Критерии оценки метода проектов

 

n      характер общения и взаимопомощи   участников проекта;

n       необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

n      доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

n       эстетика оформления результатов  проекта;

n       умение отвечать на вопросы оппонентов

 

Сетевой учебный проект

 

n      Организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных классов, школ, городов, стран.

n      Совместная учебно – познавательная, исследовательская, творческая или игровая  деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе средств коммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности

 

Специфика сетевых проектов

 

n      Использование информационных ресурсов (в том числе Интернета)

n      Проблема рассматривается с разных точек зрения

n      Ответственность за собственную работу и работу всей группы

n      Учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, организатора, генератора идей и т.п.)

 

Внутришкольное проектирование применяется , если:

 

n      существует матрица значимых проблем,  совпадения сроков прохождения материалов в параллелях и классах;

n       существует взаимосвязь учителей (команда), способная договориться о  формах интеграции;

n       существует взаимодействие учителя с воспитателем продленного дня;

n       налажено сотрудничество с  родителями;

n       существует преемственность между начальным и общим образованием;

n       есть пространство для организации коммуникаций (зал, музей, сайт, классный блог и т.д.)

n       есть потребители (заказчики) продукта;

n       есть значимость результата (теоретическая, практическая).

n      достаточна материально-техническая база

n      возможно структурирование (этапность) проекта.

 

Роль родителя на каждом этапе выполнения проекта.

Этап выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них:

Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей

Записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

Выбор и формулировка темы проектной работы:

Помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулировка задачи проекта:

Помочь  правильно  сформулировать задачи проекта.

Разработка плана и структуры выполнения проекта:

Помочь в планировании работы с учетом занятости ребенка.

Помочь в корректировке плана проектной работы.

Помочь в определении сроков ее выполнения с учетом особенностей личного расписания ребенка.

Помочь в определении промежуточных сроков работы.

Этап обсуждения возможных результатов работы по теме проекта (в соответствии с конкретными частными задачами):

Обдумать с ребенком возможные выходы по каждой задаче.

Разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Составление программы  и календарного плана выполнения работ:

Помочь в корректировке плана и создании  условий для их выполнения.

Этап изучения необходимой литературы по теме проекта:

Посоветовать дополнить или снять какие-то источники, которые не совсем соответствуют выбранной теме.

Помочь в передвижении до библиотеки, книжного магазина в поиске источников дополнительной информации.

Этап подготовки выводов по результатам проекта:

Помочь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

Помочь прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

Оценка результатов и процесса работы по проекту:

Помочь в предварительной оценке проекта.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по проекту – ребенок!

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ