Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Технология ТРИИК как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников

Ефимова Тамара Ивановна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №548 Санкт-Петербурга

 

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением»
Адольф Дистервег

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности учащегося. В XXI веке важные изменения происходят в каждой сфере общественной жизни — политической, экономической, информационной, социальной и духовной. Умение учиться самостоятельно становится отличительной чертой нашего времени. Новые стандарты образования акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий,  таких как: слушать и слышать собеседника;  адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия;  учитывать разные мнения и действовать согласованно;  строить монологические высказывания и вступать в диалог.

Основными этапами урока в соответствии с технологией  ТРИИК (технология развития информационно интеллектуальной компетентности) являются:

  • Этап  «Самоопределение в деятельности», где организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.
  • Этап  «Учебно-познавательной деятельности», где организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.
  • Этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности», где учащиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и самостоятельно организуются для выполнения этого задания.
  • Этап «Рефлексивной деятельности”, где полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

В качестве примера я хочу кратко описать свой урок английского языка в 4 классе  «A Magic Trip to London”.

Цель урока:

Собрать фактический материал для написания личного письма о Лондоне.

Задачи урока:

1.Формировать навыки говорения

2. Формировать навыки чтения

3. Формировать навыки письма

4. Формировать навыки аудирования

5.Стимулировать интерес учащихся к изучению английского языка

6. Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу

Планируемые результаты урока:

-личностные

-предметные

-метапредметные

1. Предметные: готовность учащихся написать личное письмо по плану, опыт предметной деятельности по получению и преобразованию нового знания, предметные и метапредметные действия с материалом.

2. Личностные: повышение мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков оценки своего психологического состояния , развитие навыков общения.

3. Метапредметные (с указанием формируемых УУД)

  • Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
  • Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование  знако-символических средств; выполнение логических операций
  • Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества

Межпредметные связи:

История, элементы культурологии, лингвистики (синквейны)

Используемые ресурсы:

1. УМК Верещагина И.Н, Афанасьева О.В. "English 4" - учебник по изучению английского языка, который предназначен школьникам 4-х классов общеобразовательных школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий.

2. Демонстрационные и раздаточные материалы.

3. Фильм”This is London”.

Оборудование и программное обеспечение

Компьютер, проектор, диск с фильмом, часы, мяч

Используемые виды оценивания:

  • Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащихся – использование формирующего оценивания;
  • работа над развитием у учащихся способности к самооценке;
  • критериальное оценивание.

Этапы урока:

I.Организационный этап

Приветствие,  выяснение эмоционального фона учащихся. Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние с помощью смайликов.

II. Актуализация знаний и целеполагание

Постановка учебной цели  и выяснение темы урока. Учащиеся получают письмо от девочки Элис, которая мечтает приехать в Лондон. Она хочет посмотреть достопримечательности Лондона, и просит ребят рассказать  об этом прекрасном городе.   Учащиеся отвечают на вопросы учителя, которые помогают им осознать тему урока, цель, и предложить  пути достижения этой цели.

III. Учебно-познавательная деятельность.

С помощью учителя учащиеся работают с кластером. Учащиеся читают письмо, которое пришло к ним на урок, и выделяют главные вопросы.  Ребята работают  над грамматическим материалом, играют  в мяч для повторения лексики по теме «London», разгадывают  загадки, составленные учащимися прямо на уроке, работают с картой Лондона и картинками – достопримечательностями Лондона.

IV. Новый фактический материал:

Учащиеся выполняют различные виды заданий:

  • просмотр видео (задание matching);
  • физкультурная пауза (Action Song ‘London Bridge is falling down’);
  • презентация London Zoo, подготавливающая учащихся к восприятию незнакомого текста по теме «London Zoo»,  (Задание - Put the sentences in the correct order).

V.  Обобщение материала. Учащиеся работают над составлением синквейна  (с опорой на частично-составленный образец) для описания своего  видения Лондона.

VI. Домашнее задание. Учащиеся работают с универсальной схемой написания личного письма. Учитель предлагает 2 варианта написания письма и еще одно творческое задание для желающих.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке, оценивание.

Учащиеся работают со смайликами, сообщают свои впечатления. Осуществляют самооценку, отвечая на вопросы в таблице. Учитель оценивает  работу учащихся.

Вывод о результатах моей работы.

Работа с младшими школьниками  по технологии ТРИИК в течение двух лет дала положительные результаты, способствуя:

-          развитию познавательного  интереса к изучению английского языка;

-         активному приобретению знаний

-          формированию самостоятельности и творческой активности учащихся.

Используемая литература:

1.Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК): научно-методическое пособие/ Л.Г.Панфилова, Т.Е.Матвеева, С.А.Сапон. - В.Новгород, 2010

2. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО.

Методическое пособие. О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.

Каро, Санкт-Петербург, 2012

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ