Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Карта ума – способ формирования самооценки учащегося
на этапе безотметочного обучения

Печенюк Юлия Борисовна,
учитель ГБОУ гимназия №528
Невского района Санкт-Петербурга

В условиях введения  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся, так как  оценке отводится особое место в учебном процессе: она выступает одновременно и как результат, и как средство обучения.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

С другой стороны, система оценивания позволяет получать информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности:

-       включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и рефлексии;

-       использование критериальной системы оценивания;

-       использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:

-                      как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;

-                      субъективные и объективные методы оценивания;

-                      самоанализ и самооценку обучающихся;

-                      оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;

-                      разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки адекватного самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно, сохраняя интерес к предметам, научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния,
  • рефлексия содержания учебного материала,
  • рефлексия содержания деятельности,
  • рефлексия результатов учебной деятельности.

На помощь мне пришла так называемая Интеллект-карта.  Интеллект-карты  (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». Мы с детьми остановились на варианте «Карта ума».

Карта ума  – способ организации процесса творческого мышления с помощью схем, построенных по определенным правилам, уникальная технология работы с информацией.

Карта ума — это  и инструмент, позволяющий:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал;
  • оценивать содержание учебного материала, содержание и результаты учебной деятельности.

Причем последнее важно на этапе безотметочного обучения.

Таким образом, целью создания Карты ума  становится  оптимизация процесса обучения.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией. Уже на первых порах, как только дети научились читать, я ввожу понятие Карта ума. Вместе с детьми мы «выводим» правила составления этих карт. Конечно,  на первых порах эта работа проходит совместно с учителем, но позже можно постепенно эту работу предлагать выполнять самостоятельно.

Характерные черты ментальных карт:

• основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;

• аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей;

• ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;

• ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

Карта ума выстаивается в логики с технологической картой темы по тому или иному предмету. Начиная работу с определенной темой, я выстраиваю  последовательность работы, определяю количество часов, диагностику промежуточных результатов, планирую результат изучения темы и виды диагностических работ. Моделирую эту работу с помощью Карты ума. На первом вводном уроке по теме предлагаю Карту ума детям. Позже, когда дети уже умеют читать и писать, на водном уроке очерчиваем круг тем и начинаем формировать Карту ума.  Далее каждый новый урок по теме мы начинаем с работы над Картой ума. Позже, на этапе закрепления и обобщения по теме, мы опять возвращаемся к Карте ума.

 

 

Что это дает:

1. Дети ориентируются в теме, понимают последовательность изучения и понимают конечный результат (формулировка цели, задач как отдельно каждого урока, так и темы в целом и т.д.)

2. Дети отслеживают свои достижений (после каждого урока и в конце изучения всей темы). Поскольку каждый урок по теме я заканчиваю небольшой диагностической работой, то на Карте ума ребенок сразу может отразить свои достижения или понять, над чем надо еще поработать.

3. Родители видят реальные достижения своих детей.

4. Учитель сможет выстроить дальнейшую работу по теме с учетом результатов промежуточной диагностики, отраженной в Карте ума.

Существует множество приемов, позволяющих отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в классе: «Букет настроения», «Корзинка», «Дерево чувств», «Музыкальный фрагмент», «Мой город», «Разноцветье», «Блиц» и др.  Это наиболее легкие и понятные для детей способы рефлексии, их можно использовать на самых ранних этапах обучения как в начале, так и в конце урока. Они универсальны для всех учебных предметов. Я на этом этапе использую для этих целей Карты ума. Дети с помощью значков обозначают, каково их эмоциональное состояние на данном этапе.

Затем наступает этап - рефлексия содержания учебного материала,  требующий  учета специфики изучения предмета в начальной школе, поэтому наряду с традиционными приемами («Лист обратной связи», «Плюс – минус - интересно», «Незаконченное предложение», «Я не знал – теперь я знаю», и др.) можно применять Карту ума. Работа проходит с использованием  условных обозначений, значков.

На этом этапе ввожу правила составления карты ума:

  • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. В качестве ключевых слов используй наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «цепляющие» слова.
  • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
  • Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.
  • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
  • Длина линии должна быть равна длине слова — не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.
  • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
  • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
  • Располагайте ветви равномерно — не оставляйте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.
  • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).
  • Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты.

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ребенку гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности.

При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.

Постепенно переходим к созданию и заполнению Карты ума, на которой отражены не только путь изучения той или иной темы, но есть возможность оценить с помощью условных обозначений, что получилось, а над чем надо еще поработать. Очень важно, что в этом случае самооценка предшествует оценке учителя.

Плюсы работа с картой ума:

1. Анализ и систематизация информации. Возможность охватить картину целиком: от частного к общему и обратно к частному.

2. Планирование работы (как в голове учителя, так и учеников).

2. Возможность оценивать результаты на разных этапах введения темы как учеником, так и преподавателем.

3. Формирование самооценки учащихся.

4. Возможность возвращаться к работе с картой столько раз, сколько это необходимо. Карты хранятся у учеников в портфолио и видна работа на протяжении всего учебного года от введения понятия до итогового контроля в конце учебного года.

5. Диагностика достижений каждого ученика и возможность наглядного  представления родителям результатов обучения.

6. Актуализация знаний обучающихся.

7. Организация  поиска решений  задач проблемной учебной ситуации.

Безотметочное обучение ни в коем случае не отменяет оценочной деятельности как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

На первый взгляд, может показаться, что эта работа очень кропотливая и занимает много времени. Однако на сегодняшний день существует огромное количество интернет-ресурсов, помогающих быстро составлять эти карты. Позже, когда дети смогут выполнять работу сами, лучше от компьютерных вариантов перейти к рисованию (в этом случае карты становятся еще «роднее»). Но, конечно, как в любом деле, здесь тоже необходим навык. Зато сторицей все вернется чуть позже.

В данной статье речь шла только об индивидуальной рефлексии учебной деятельности с помощью Карты ума. Однако не менее важным является применение на уроках  приемов коллективной (групповой) рефлексии. Разумное сочетание этих форм приводит к формированию адекватной самооценки учебных достижений младших школьников при обучении.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания,  позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха обучения  на последующих ступенях.

Вот так выглядит Карты ума по теме «Группы слов» 1 класс, УМК «Перспектива»:

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ