Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности работы воспитателя группы
продлённого дня с родителями в начальных классах

Терникова Татьяна Владимировна
Оглавление 
Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    3
  1. Роль семейного воспитания в развитии ребёнка …..……………………     4
  2. Физиологические и психологические особенности детей 7-9 лет ……..   8
  3. Помощь воспитателя и родителей в адаптации детей к школе …………. 10
  4. Работа воспитателя с семьёй детей младшего школьного возраста ……. 13
Список использованной литературы ………………………………………… 17
Введение
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Родители должны знать, что ребенок с поступлением в школу будет изменяться. К наступлению школьного возраста дети приходят с совершенно разным багажом опыта, с разными знаниями, умениями, навыками, привычками.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «так нужно» лавиной обрушивается на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Период адаптации у каждого школьника длится по-разному: у одних один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы, а также в трудах известных педагогов.
Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьёй (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа  учителя-воспитателя  и родителей  начинается  на первом  году  обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей - одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».
Актуальность темы.   Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка , на процесс обучения. Однако следует отметить, что данное общение имеет ряд особенностей на каждой ступени обучения. Они зависят от многих факторов.  Изучению этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями на первых ступенях обучения, то есть в первом - втором классе и посвящена данная работа.
Цель работы – выявить необходимость тесного взаимоотношения семьи и школы в целом, подробно рассмотреть цели и задачи групп продлённого дня и на основе этого выявить специфику и особенности работы учителей с родителями воспитанников групп продленного дня.
      Задачи: знакомство с практической работой воспитателя ГПД, изучение психологической и педагогической литературы по данной теме. 
 
1. Рольсемейноговоспитания в развитии ребёнка
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
 «Семья - основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему чувство безопасности, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по детской  психологии  и  психиатрии  У. Миелке.
Дети учатся действиям и поступкам, понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь, и сами действуя. Следовательно, они подражают другим сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому, общаясь с детьми, надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.
Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»  Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
В семье используются различные методы признания и  поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д.  Детей утешают в трудную минуту, поддерживают, находят мотив для защиты  их справедливости, а при ошибках, ищут способы для их исправления. При достижениях в трудной деятельности, дети награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение, а за то, что человек обязан делать. Награждать можно и вещами, и деньгами.
В крайних случаях применяется наказание, но никогда не используется физическое наказание. Применяются следующие наказания: несогласие, возражение, устыжение, предупреждение. В редких случаях применяется изолирование от братьев и сестер.
Основное требование к родителям – «познай своего ребенка!».
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношение с одноклассниками и педагогами, что более всего ценят в людях и т. п.
  2. Личный  опыт  родителей,  их   авторитет,  характер  отношений  в   семье, стремление воспитывать личным примером.
  3. Если  родители  отдают  предпочтение  совместной  деятельности,  то  обычно превалируют практические методы.
  4. Педагогическая  культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания».
Однако семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию –  воспитание детей.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – вот залоги эффективного семейного воспитания.
  1. Физиологические и психологические особенности детей 7-9 лет
Младший школьный возраст – это время не только начала обучения в школе, но и период активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система,  увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе  процессы воз-буждения преобладают над процессами торможения. Дети в этом возрасте очень эмоциональны и непоседливы.
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. Учителя начальных классов знают, что работоспособность детей через 20-25 минут урока значительно снижается, дети младшего школьного возраста устают при посещении группы продленного дня, после шумных мероприятий, требующих активного включения.
Не может не отражаться на психологическом состоянии и здоровье школьников и принципиально новая ситуация, необходимость учиться, быть дисциплинированным, сдержанным, организованным, налаживать отношения с новым коллективом.
«Младший   школьный   возраст   называют   вершиной   детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу   вверх.  Но уже начинает утрачивать детскую непосред-ственность, в поведении  у  него  появляется  другая  логика  мышления.  Учение  для  него – значимая  деятельность.  В  школе  он  не  только  приобретает  новые  знания  и умения, но и определенный  социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни», – пишет психолог Н.Ю.Кулагина.
Ребенок 7-ми лет больше направлен в себя, «как бы отвернувшись» от окружающего мира. В каком-то смысле он спокойнее, замкнут, любит одиночество. Он хочет иметь свою комнату, свой «угол», в который может удалиться или складывать свои игрушки. Дети в данном возрасте становятся постоянными зрителями какой-либо передачи. Они как бы творят себя наблюдая,  думая, передумывая. Но их руки постоянно заняты, они все хотят попробовать, потрогать.  Дети рисуют. Любят не  только сам процесс, но и  результат     работы. Начинают играть в игры по правилам. Много требуют от себя, поэтому им надо помочь остановиться.
Дети 8-ми лет «встречают мир». Им всё легко. Их надо охранять от попыток сделать слишком много и от высокой самокритики. Они стремятся к общению, им не только интересно, что люди делают, но и что они думают. В общении с матерью они требуют, чтобы отношения были глубокими, основаны на взаимопонимании. Они хотят, чтобы мамы думали также, как и они. Отцу они уделяют меньше внимания. У восьмилеток изменчивое настроение: то очень хорошее, то очень плохое».
      Д.В.Савицкая в своей статье пишет: «К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется  в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе».
 
3. Помощь воспитателя и родителей в адаптации детей к школе
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель,  и воспитатель, а также  родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
   Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
     Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Под психологической   готовностью     к   школьному    обучению психологи понимают «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в  период  дошкольного детства».
Психолог А.Гучас писал, что «дети, пришедшие в школу, с первых же дней попадают в неблагоприятные условия для их психического развития: программы для всех одинаковые, темп обучения очень быстрый, а физические и психологические способности не у  всех  одинаковые.  Поэтому часть детей начинает отставать, что вызывает отрицательные переживания и усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь ребенку может совместная деятельность учителя и родителей».
Похожие мысли по этому вопросу высказывают авторы М. Перец, Б. Минзел, Х. Вимери в свей книге «Что должны знать родители»:
«Это событие (начало учебы в школе) требует от ребенка большого количества физических и духовных сил, т. к. меняется установленный дома порядок. В школе ребенок попадает в абсолютно новое окружение и чувствует противопоставление между требованием и окружением.  В  этой  ситуации ребенок должен адаптироваться. Должны различными способами  помочь ребенку войти в новое, совсем чужое социальное окружение, где все так строго регламентировано».
        Для этого воспитатель и родители должны:
- создать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте;
- установить рациональный режим дня;
- создать условия для достаточной подвижности ребенка;
- создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя поесть;
- систематически развивать внимание детей;
- бороться с умственной ленью;
- развивать веру в свои силы;
- регламентировать просмотр телепередач;
- не требовать с ребенка больше его возможностей;
- не перегружать ученика письменными заданиями;
- поощрять положительный взгляд на учебу;
- учить экономить и ценить время.
   Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является основой для развития познавательных процессов, поэтому родителям необходимо помнить о том, что ребёнку требуется теплота, уют, спокойствие. Поэтому если эмоциональная сторона личности детей будет правильно развита (то есть ребёнок не будет импульсивным, ребёнок адекватно воспринимает критику, ребёнок в конфликте не ведёт себя агрессивно и т.д.)  то его умственное развитие также будет на высоком уровне.
 
4. Работа воспитателя с семьёй детей младшего школьного возраста
Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье, на широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися.
Обучение - совместная работа учителей и родителей. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Педагоги должны стараться достичь содержательного диалога с родителями.
Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей, поставленных учителями и воспитателями.
Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью,  решает такие задачи как:
- познание семьи ученика;
- изучение влияния социального окружения на личность ученика;
- организация совместной  педагогической деятельности  школы  и семьи в обучении и воспитании детей;
- помощь родителям в воспитании детей дома;
- организация педагогического просвещения родителей;
- нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Русский педагог Т.Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны:
Индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
Групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и  работа с активом.
Коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения».
На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями,  которое приносит радость матерям и отцам».
Работая с родителями, важно достичь обоюдного откровения, познания и понимания, создать условия родителям познакомиться  не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией, подать как можно больше информации о школе, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно нужно дать родителям высказаться.
От тех  связей  и взаимоотношений,  которые  возникнут  в первом  классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.
По мнению  В. Н. Ибрагимовой  содержание  работы  учителя  с родителями первоклассников определяется тремя основными задачами:
  1. Ознакомление с опытом семейного воспитания детей с целью изучения уровня подготовленности первоклассников к школе; соблюдение преемственности между дошкольным семейным и школьным воспитанием и нахождение индивидуального подхода к каждому ребенку.
  2. Управление воспитанием школьников в семье, оказание помощи родителям в правильной организации учебной и творческой деятельности первоклассника и его отдыха.
  3. Привлечение родителей к организации воспитательной работы в школе, в классе.
Решением проблем взаимоотношений между родителями, учителем и учащимися может быть: меткое слово учителя, умная и тактичная аргументация, дельный совет часто решают затянувшиеся, мучительные конфликты.
Для родителей учащихся первого - второго класса характерен  более высокий уровень воспитательной активности и потребности  во взаимодействии со школой. Они часто приходят в школу, интересуются своими детьми. И эти интересы учитель обязан удовлетворять и давать  родителям  больше информации, чем их интересует.
Можно выделить следующие важные аспекты общения учителя с родителями в 1-2 классах:
  • Начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
  • Показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;
  • Обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
  • Внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
  • Уделять столько времени, сколько требуется;
  • Мотивировать аргументы тем, что то о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;
  • Информировать родителей лично, при помощи писем или индивидуальных бесед.  Информацию,  предназначенную  для родителей, не передавать через детей или других лиц.
И родители нужны школе, и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между  школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее.
Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.
Семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных  условий  для полноценного развития личности.
Список использованной литературы
  1. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе» (М, Центр “Педагогический поиск”, 2002).
  1. Ибрагимова В.Н.«Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса» («Начальная школа», 1988, №10).
  1. Кузнецова Л.В. «Воспитательная работа в школе» (М, «Школьная пресса», 2002).
  1. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология» (М, 1998).
  2. Немов  Р. С. « Психология» (М, 1998).
  3. Подласый  И. П. «Педагогика»  ( М, 1999).
7.         Савицкая  Д.В.  «Психологическая готовность детей к к школьному
             обучению» («Начальная школа», 1999, №3).
8.        Смолка Е.«Воспитывать вместе» («Семья и школа»,1985,№ 3).
9.           Сухомлинский В. А. «Мудрость родительской любви» ( М,1990)
  1. Ханхасаева И.  «Растёт дочка, растёт сын» (М, 1991).
  2. Харчев А.Г. «Социология семьи: проблемы становления науки». (2003, Перепеч. с изд. 1979 г.)
  3. Чечет В. В. «Педагогика семейного воспитания» ( Минск, 1998).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ