Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Из опыта работы над проектами, посвященными Великой Отечественной войне

Столярова Анна Анатольевна
Учителя истории, обществознания,классные руководители  каждый год сталкиваются с проблемой, какие мероприятия провести ко Дню Победы? Все мы постоянно задумываемся над тем, что же нового, интересного, необычного предложить учащимся.
Уже стали традиционными
– выездные экскурсии;
– литературно-музыкальные композиции;
– конкурсы инсценированной песни;
– классные часы;
– игры по станциям. 
 Хочется поделиться  с коллегами своими  педагогическими находками как учителя истории и классного  руководителя в организации проектной деятельности учащихся по теме, посвященной Великой Отечественной войне». 
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала Методика проектной деятельности предполагает творческую самостоятельность и инициативу детей, обращается к их личному  социальному опыту  их гражданской позиции.
Метод проектов  ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность позволяет им проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Проект « Лучшие фильмы о Великой Отечественной войне».
Цель:
- Знакомство с фильмом, разработка сценария  и представление фильма «В бой идут одни “старики”»
Задачи:
-Формирование у учащихся базовых национальных ценностей российского общества, чувства патриотизма, служение Отечеству.
-Формирование устойчивого интереса к познавательной и творческой деятельности.
-Развитие эстетического вкуса. 
 В нашей работе следует выделить несколько этапов.
I этап проекта – организационно-подготовительный
- зарождение у учащихся интереса к теме проекта. На этом этапе мы провели  анкету «Какие фильмы о Великой Отечественной войне вы знаете?». 
- на родительском собрании мы обсудили анкету и пришли к выводу, что ребятам нужно обязательно узнать о  фильме «В бой идут одни старики». Посмотреть его. Обсудить вместе свои впечатления. Обменяться мнениями.
 Для меня этот фильм является шедевром советской кинематографической классики. В фильме заложены идеи патриотизма, служения своей Родине.  Фильм вызывает глубокое чувство сопереживания и сопричастности к истории нашего народа. Фильм запоминается своей  музыкальностью и лиричностью. 
 В ходе работы над проектом сформировались  творческие группы по интересам детей. Таким образом, определились цели и задачи нашего проекта. 
Используя методику мозгового штурма, мы определились с планом работы над проектом.  « Что нужно знать о фильме, чтобы представить его  наиболее интересно? Что надо знать о режиссере, актерах, героях фильма, о сюжете фильма?  В чем главный  художественный замысел  фильма?  Как сделать  презентацию о фильме? Как подготовить публичное выступление в актовом зале школы?
 
II этап проекта – поисковый.  
Два раза в неделю мы собирались для обсуждения собранной информации. Оформляли материал в презентацию обдумывали варианты представления фильма. Постоянно происходил обмен мнениями. 
Возникли и стали осознанными первые проблемы. Надо было научиться делать видео ролики, презентацию.  Потребовалась помощь учителей информатики. Ребята многому научились, приобрели практические  навыки работы на компьютере. Появился интерес к самому творческому процессу. Одна группа делала презентацию. Для детей это был огромный шаг вперед ведь они ещё только пятиклассники.
Вторая группа  репетировала художественное выступление. Ребята представляли фильм. Они думали о том, как надо выглядеть на сцене, как встать на сцене. Как надо работать с текстом? Какие должны быть интонации в выступлении? Какие стихи будут  убедительны для зрителей?  Для детей было все важно. Они хотели победить!
 
III этап проекта– итоговый 
    На этом  итоговом этапе нашей деятельности происходит публичное представление проекта зрителям.    
Он и стал конечным продуктом нашей проектной деятельности, который можно показать другим детям и учителям. На его достижениях и ошибках можно учиться. Его видео- версию можно посмотреть с родителями и друзьями и вспомнить лучшие моменты своей школьной жизни. 
Ребята смогли показать свою гражданскую позицию, свое неравнодушие к судьбе нашей Родины. Они работали, как единый слаженный коллектив и при этом каждый выполнял свою творческую задачу.
   Для меня,  как классного руководителя  и учителя истории  было важно, что незаметно для ребят шел процесс их погружения в историю нашей Родины, сложный процесс  формирования патриотизма, чувства любви  и гордости к своей стране, ее народу, ее  великому прошлому. 
Сценарий выступления.
Выступление сопровождается показом презентации.
1 ведущий : Совсем скоро вся наша страна будет отмечать 75-летние Победы в Великой Отечественной войне. После войны в Советском Союзе, а затем и в России стали снимать множество художественных фильмов, посвященных этой теме.
2 ведущий: Многие из них получились хорошими, многие – очень хорошими, но лишь единицы из них стали всенародно любимыми. И сегодня мы хотим рассказать Вам о таком всенародно любимом фильме. «В бой идут одни старики».
3 ведущий : Фильм «В бой идут одни старики» вышел в прокат в 1973 году и сразу же стал одним из лучших фильмов о Великой Отечественной Войне в советском кино.
5 ведущий: Каждый год в преддверии 9 мая фильм показывают по центральным каналам страны. Каждый год тысячи зрителей с восхищением, радостью и непреодолимым щемящим чувством смотрят это кино. Каждый год фильм обретает всё новых и новых зрителей.
 6 ведущий Он никого не оставляет равнодушным, его запоминают с первого взгляда и не забывают уже никогда. Воспоминания о нём наполняют сердца тёплой и светлой грустью. Кто уже смотрел этот фильм, пусть вспомнит любимые моменты. Кто не смотрел, мы надеемся на это, захочет посмотреть фильм полностью. И это будет для нас высшей похвалой.
4 ведущий : Ребята, а я вот не смотрел фильм. Всё как-то не получается – компьютер много времени отнимает…уроки…погулять. А бабушка всё время говорит: «Хоть бы что-нибудь полезное посмотрел…» Вот я и решил исправиться! Что посоветуете?
6 ведущий : Хочешь, мы расскажем тебе о фильме «В бой идут одни старики»?
4 ведущий: Ну не знаю, название какое-то странное, не понятное. То ли дело «Диверсант», «Штрафбат», «Разведчики», «Последний бронепоезд»… А здесь что? «В бой идут одни старики». Старики – это кто?
3 ведущий : Мы тебе сейчас всё объясним! «Стариками» у лётчиков-истребителей во время Великой Отечественной Войны называли наиболее опытных, надёжных лётчиков. На самом же деле этим старикам было по двадцать – двадцать пять лет. Сражались отчаянно, многие погибали («Ты у меня – пятый», - говорит механик одному из вновь прибывших лётчиков).
6 ведущий На смену выбывшим приходило пополнение из лётных училищ ускоренного выпуска. «Старики» называют их «желторотиками» и, по возможности, в бой не пускают. Желторотикам вообще по восемнадцать лет. Но вот проходит совсем немного времени, и по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросаются к своим самолетам. Название фильма – памятник мальчишкам, которые погибли, защищая Родину!
                                           Видеофрагмент «Бой»
1ведущий
Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год
В пыли дорог сочтется каждый след,
И корпией на наши раны лягут
Воспоминанья юношеских лет.
 
Рвы блиндажей трава зальёт на склонах,
Нахлынув, как зелёная волна.
В тех блиндажах из юношей влюблённых
Мужчинам нас сделала война.
 
И синего вина, вина печали
Она нам полной мерой поднесла
Когда мы в первых схватках постигали
Законы боевого ремесла.
 
А на снегу, как гроздья горьких ягод,
Краснела кровь. И снег не спорил с ней!
За это всё нам день зачтётся за год
Пережитое выступит ясней.
(Николай Рыленков, 1942г)
 
4ведущий : Да, ребята, тяжело и страшно было на войне.
6 ведущий : Но в фильме рассказывается не только о самой войне. В свободное от вылетов время лётчики смеялись, пели, влюблялись.
 4  ведущий : А мне казалось, что фильмы о войне – это погони, атаки, перестрелки, взрывы…
1 ведущий : Нет, это совсем не так… Жизнь продолжалась и даже тяготы и невзгоды войны не могли её остановить. В фильме есть место и юмору и хорошей шутке. Давайте посмотрим фрагмент из фильма «В знаменитую «поющую» II эскадрилью истребительного полка попали после вынужденной посадки две лётчицы У-2.
4ведущий : Ребята, не хочу показаться не образованным, но что такое У-2?
5 ведущий : У-2 – это ночной бомбардировщик. Во время Великой Отечественной Войны на У-2 часто летали женщины. Фашисты называли их «ночные ведьмы».
3 ведущий : Жизнерадостный юмор героев срисован из жизни лётчиков. Режиссёр и исполнитель главной роли в фильме Леонид Быков много времени провел в беседах с лётчиками.
                                         Видеофрагмент «Танцы»
2ведущий :  Леонид Быков просил их подробно рассказывать все детали не только боёв, но и быта лётчиков во время войны. Именно поэтому фильм получился такой живой и правдивый.
3 ведущий : А сколько цитат из фильма запомнились зрителю  и стали жить отдельной жизнью! Вот послушай!
6  ведущий : И в тот же миг влюблённое созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье.
4  ведущий  : Молчу, молчу, не то по шее получу и подвиг свой не совершу.
1  ведущий : Все, кто отличает ноту «До» от ноты «Фа»! За мной!
5 ведущий : Пилотом можешь ты не быть – научим, а музыкантом быть обязан!
4 ведущий :  Подождите, подождите, как так пилотом можешь ты не быть, а музыкантом быть обязан? Лётчики что, ещё и пели во время войны? Такого просто быть не может!
2  ведущий : А вот и может! Поющая эскадрилья действительно существовала во время войны.
4  ведущий : Ну, тогда объясните мне, почему они поют? И что они поют?
3  ведущий : Действие фильма происходит во время освобождения Украины летом 1944 г. Лётчики в свободное от боёв время любят петь в хоре, который сами и создали.
6  ведущий: Командир поющей эскадрильи, Титаренко, сам обожает музыку и пение и, подбирая новичков, брал к себе только тех, кто любит и умеет петь.
                                   Видеофрагмент «Смуглянка»
2  ведущий : Герои фильма очень мудро замечали – «Всё приходящее, а музыка вечна», «После боя сердце просит музыки вдвойне».
4  ведущий : Да! Песня очень зажигательная. Где-то я её уже слышал. И даже чуть-чуть запомнил! Раскудрявый… Но мне вот что ещё интересно. Сейчас лучшим фильмам и актёрам, игравшим в них, вручают всякие разные премии и награды: Оскары, Пальмовые ветви, Золотые орлы… А как же наш фильм?
6  ведущий : В Советском Союзе фильм «В бой идут одни старики» за 1 год проката собрал более сорока миллионов зрителей, в кинозалах был аншлаг. Песня «Смуглянка» с тех пор стала чуть ли не гимном советских лётчиков.
3 ведущий: Даже на фестивале в Колумбии картину приняли на ура. «Тут жара, пальмы, разве им понять моих «стариков»? – переживал Быков, но, когда сеанс закончился, зал встал и долго аплодировал режиссёру. Сам фильм входит в рейтинг лучших фильмов Советского Союза и России.
5  ведущий : Леонид Быков, сняв этот фильм, осуществил свою юношескую мечту стать лётчиком. Во время Великой Отечественной войны он дважды поступал в лётное училище. Первый раз его не приняли из-за возраста, а второй – из-за невысокого роста.
6 ведущий: Снимаясь в фильме, он освоил профессию лётчика, став и в 45 лет и получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в городе Баку в 1974 году. Роль командира II поющей эскадрильи стала для него поистине звёздной.
4  ведущий :  А что же все остальные актёры?
1 ведущий : Исполнители других главных ролей
Сергей Подгонный – Смуглянка
Сергей Иванов – Кузнечик
Евгения Симонова – Маша
были дебютантами. Это их первые роли в кино. После фильма они проснулись знаменитыми. А образы, созданные актёрами, зрители запомнили навсегда.
2 ведущий : Поистине всенародную любовь заслужил артист Алексей Смирнов – исполнитель роли Макарыча (механика II  эскадрильи). Он – самый настоящий герой. Алексей Смирнов принимал участие в Великой Отечественной Войне и стал дважды Героем Советского Союза. С Леонидом Быковым его связывали дружеские отношения не только в кино, но и в жизни.
4 ведущий : Ребята, подождите, кажется, я понял, почему этот фильм так любят зрители!
Все (хором): Почему?
 
4  ведущий : Потому, что в нем рассказано о том, что всегда волнует людей: о любви и дружбе, о преодолении страха, о храбрости, о верности долгу и верности своим товарищам. Это фильм на все времена!
Видеофрагмент «Финальная песня»
3 ведущий :
А мы такую книгу прочитали!
Не нам о недочитанных жалеть.
В огне багровом потонули дали.
И в памяти остались пламенеть.
 
Кто говорит о песнях недопетых?
Мы жизнь свою, как песню, пронесли.
Пусть нам теперь завидуют поэты:
МЫ всё сложили в жизни, что могли
Как самое великое творенье
Пойдет в века, переживет века
Информбюро скупое сообщение
О путь – дороге нашего полка. 
Сергей Орлов, 1945

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ