Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод «матрицы» для обучения чтению на АЯ
учащихся начальных классов общеобразовательной школы

Ладная Галина Григорьевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №448
Современная практика показывает, что, выучив алфавит, не все учащиеся способны к «буквосложению». В группах среднего уровня , не только в слабых, всегда есть ученики, которым сложно прочитать даже самое короткое слово. И для них зтот процесс может стать тупиковым, если не задуматься о способе, как избежать его. Алфавит в любом языке- это основа, база для вхождения в изучаемый язык. Понятно, что 26 букв в алфавитном порядке при многократном повторении запомнить на уровне рефлекса не так уж и сложно. А вот в следующей фазе – фазе чтения появляются сложности, т.к. надо соединять звуки, получаемые от каждой буквы, которые не отрабатывались заранее. Поэтому, целесообразно и настоятельно рекомендуется в данной методике в самом начале знакомства с АВС: - сравнить его с русским, обратив внимание («найдите…») не только на внешнее сходство отдельных букв, но и на группы букв с похожим следованием друг за другом. Сделать акцент на различии и сходстве букв, выписывая буквы на доску и называя их; - по мере изучения обязательно прописывать каждую букву в тонкой тетрадке в клетку по строчке. Выписывание буквы это моторика: глаза видят и анализируют изображение, получая сигналы от мозга, руки выписывают увиденное, запоминая образ. Если к процессу подключить произнесение вслух ( пение) изображаемой буквы, то будут отлично работать все три вида памяти; - потратить время на знакомство с транскрипцией, учиться читать значки, отрабатывать по ним звуки, получаемые от букв. Позднее это окупится с лихвой. Изучая алфавит, проводим короткие игры на каждом уроке, закрепляя изученное. Три команды, три капитана выбирают одного представителя от команды (на каждое задание новая троица). У доски каждый из троих выполняет задание, полученное от учителя. Время ограничено. Помощь капитана можно попросить один раз за время игры. Команда, работавшая без помощи, получает дополнительное очко. Игра мотивирует детей на приобретение жизненного опыта: знания престижны. Чем раньше они это поймут и оценят, тем успешнее будет учёба. И не только в изучении иностранного языка. Второй этап – обучение чтению. Начинаем с третьего урока, после того, как начали привыкать ко всем 26 буквам, повторяя каждую букву за учителем с опорой на печатный алфавит (книга на парте, плакат на стене). В течение каждого урока проговариваем хором весь алфавит целиком несколько раз. Каждый урок в тетради добавляем в прописи три - четыре буквы. На третьем уроке приходит черёд буквы Ii. Записываем её в прописи (два раза пишем , до конца строки - дома). А теперь сказка. «Однажды, давным-давно, мама И гуляла с ребёнком и по лесу. Вдруг, откуда ни возьмись, чудовище. Мама с ребёнком побежали, чудовище за ними. Долго они бежали, но вдруг светло стало. Оглянулись – нет чудовища. Подошли к реке, напились воды, мама к ребёнку повернулась: «Ай!». Ребёнок глянул на маму: «ай…». Пока они бежали, осталось от них I и i. Но, время от времени, они говорят [ı ]. Начинаем учиться читать. Сначала берём самые короткие слова, слог закрытый (в английском языке больше слов с закрытым ударным слогом). Выбираем и выписываем из алфавита уже выученные согласные буквы и добавляем к ним ещё несколько согласных, которые легко воспринимаются, например: b, d, f, m, n, t, s. Добавляем к каждой букве её транскрипцию: i [ı], b[b], d[d]… . Дети называют букву и произносят звук. При необходимости это упражнение повторяем несколько раз. Отрабатываем короткий гласный звук [i]: Транскрипция Короткие слова (закрытый слог) [ı] id if it im in is Отрабатываем беглое чтение этой строки. Добиваемся уверенного чтения от каждого ребёнка. Строим матрицу, добавляя, в зависимости от уровня (слабая/сильная) группы одну-две или несколько строк с согласной буквой и её звуком: Буква- звук Короткие слова (закрытый ударный слог) I i [ı] id if it im in is Bb [b] bit Bim bin Dd [d] did dim din dis Ff [f] fid fif fit fin Hh [h] hit him his Матрица состоит из коротких слов или первых слогов более сложных слов. Беглость чтения отрабатывается как по горизонтали с акцентом на гласный звук, так и по вертикали. Подобным образом отрабатывается беглое чтение коротких слов с остальными гласными. При этом, после уверенного чтения слов со следующей (второй, затем третьей и т.д.) гласной, переходим к смешанному чтению этих слов с разными гласными, каждый раз добиваясь беглого чтения. Например, второй гласной взяли Aa, которая в закрытом слоге читается [ӕ ], прочитали: Aa [ӕ ] ad at an as ; добавили cогласные с двойным чтением Cc [ k ], Gg [g ] . Ввели слова на пройденные согласные: can, cat, bad, bat, dad, dam, fad, fan, fat, gas, had, has, hat. Отработали беглость чтения слов с о звуком [ӕ ]. Соединяем отработанные группы слов и читаем : [ӕ ] at, an, as, can, cat, bad, bat, dad, dam, fad, fan, fat, gas, had, has, hat; [ı] if, it, in, is, Bim, bin, did, fit, him, his, hit. По мере изучения согласных следует вводить дополнительно лексику, оставляя на каждую согласную два-три слова из ранее прочитанных. При этом неплохо добавлять слова с двумя согласными, например: flat, film, glad, sink, spin,crab, crack и т.д. Таким образом, за восемь уроков, отведенных на изучение алфавита, происходит обучение навыкам чтения.