Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование наглядности при обучении
монологической речи в начальной школе

Мамедов Васиф Александр оглы 
1.1 Сущность понятия «монологическая речь» 
В настоящее время главной задачей в обучении иностранному языку является овладение учащимися умением общаться на иностранном языке. В данном случае речь идет о формировании коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция нацелена не только на развитие речевых умений, то есть на способность учащихся к осуществлению непосредственного общения, что включает в себя развитие умения говорения и понимания иноязычной речи на слух, но так же и на развитие умения чтения и навыков письма [13]. Необходимо обратить внимание на то, что коммуникативная компетенция – это, полученное в ходе естественной коммуникации либо намеренно созданного процесса обучения, особое качество вербальной личности. Немаловажным является тот факт, что коммуникативная компетенция носит комплексный характер, она является совокупностью составляющих её отдельных компетенций: речевой, языковой, предметной и прагматической. Коммуникативная компетенция связана с общим уровнем развития речи. Поэтому, без формирования коммуникативной компетенции, без понимания ее значимости, педагогу будет трудно правильно выстроить процесс работы с монологическим высказыванием.  Языковая компетенция предполагает знание определенных единиц языка и правил их использования в речи. Также формирование языковой компетенции невозможно без знания грамматических конструкций. Предметная компетенция является главной составляющей коммуникативной компетенции, так как при отсутствии у говорящего определенной картины мира, невозможно отобразить в словах и речи отношение к окружающей действительности. Прагматическая компетенция определяет уровень владения говорящего языковым материалом, то, как он может его отбирать, и может ли использовать различные формы для выражения той или иной мысли [15]. Без этих составляющих формирование коммуникативной компетенции  невозможно, поэтому при обучении преподаватель должен уделять данным аспектам  внимание.
Существует множество определений понятия «монологическая речь». С.Ф. Шатилов определяет монологическую речь как умение коммуникативно -мотивированно, логически-последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме [27].
Монологическая речь - форма речи, обращенная к одному конкретному лицу или группе слушателей, иногда – к самому себе. Данный вид речевого высказывания характеризуется развернутостью, распространенностью предложений и грамматической оформленностью [9]. По Е.Н. Пассову монологическое высказывание это такой отрезок речи, который  находится между двумя соседними высказываниями и обладает определенными особенностями [23]. И.Я. Зимняя определяет монолог как «большую или меньшую часть диалога, которая всегда предполагает наличие собеседника» [15]. 
По Г.В. Роговой, монолог – это некая форма связного устного высказывания, изложение определенной мысли одним лицом. Монолог состоит из ряда связанных между собой предложений, объединённых и интонационно оформленных общим содержанием или предметом высказывания [23]. В дальнейшем следует опираться на определение Г.В. Роговой, так как оно наиболее полно описывает все аспекты изучаемого явления. 
Исходя из данного определения, можно сказать, что именно построение монологического высказывания учит логически мыслить, делать логические связки, и строить свое высказывание таким образом, чтобы слушатель мог понять мысль, которую пытается донести говорящий.
Обучение монологическому высказыванию необходимо начинать с формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. На начальном этапе обучения необходимо совмещать все аспекты, иначе в дальнейшем процесс обучения будет невозможен [7].
Говоря об условиях обучения иностранному языку в школе можно отметить несколько уровней сформированности монологического высказывания. Выбор будет зависеть не только от речевых умений каждого учащегося, но и от самостоятельности и творчества которые они проявляют при обучении. В.М. Филатов выделяет следующие уровни сформированности монологического высказывания:
  1. Репродуктивный уровень речи. Данный уровень не рассчитан на самостоятельность и творческий подход со стороны обучаемых не только в выборе языковых средств, но и в определении сущности высказывания;
  2. Репродуктивно-продуктивный уровень. Усвоенный языковой материал используется в разных речевых ситуациях, изменяется его композиция и последовательность изложения. Здесь могут присутствовать некоторые элементы творчества и самостоятельности;
  3. Продуктивный уровень предполагает полную самостоятельность в отборе и построении речевого высказывания, а также наличие творческого подхода. Говорящий может оценить происходящее и оформить высказывание, используя знакомые грамматические конструкции [26].
Важно помнить, что в отличие от диалогической речи, которая ситуативна, монологическая речь имеет контекстный характер, так как создание ситуации является неким отправным пунктом для монолога. Таким образом, монологическое высказывание образует свою среду, контекст.
Монологическая речь имеет ряд коммуникативных функций:
1. Информативную, то есть, говорящий сообщает слушателю какую-то новую информацию, представляя это в форме знаний о предметах и явлениях окружающего мира, описания события, действия или состояния;
2. Воздействующую, то есть, говорящий пытается убедить кого-либо в правильности своих мыслей, суждений и взглядов, вызывая у слушающего ответную реакцию, которая будет положительной или отрицательной;
3. Эмоционально-оценочную, данная функция показывает то, как говорящий относится к высказыванию, то есть показывает, то, как он относится к чему-либо с эмоциональной стороны, и то какую оценку происходящему он дает [27].
Исходя из главных коммуникативных функций монологической речи, можно выделить следующие функциональные типы монолога:
  1. Монолог-описание - способ изложения мысли, который предполагает краткую характеристику предмета или явления, которое находится в неподвижном состоянии. Осуществляется путем перечисления, определенных качеств, особенных черт и признаков.
  2. Монолог-сообщение, который используется для передачи информации о каких-то развивающихся действиях и состояниях.
  3. Монолог-рассуждение - тип речи, характеризуемый логическими отношениями в высказывании.
Монологическое высказывание отличается логичностью, целостностью, смысловой завершенностью, а так же выразительностью и стилистической окраской. Е.Н. Соловова выделяет ряд следующих характеристик монолога:
  1. Целенаправленность. Любое монологическое высказывание должно соответствовать речевой задаче, в полной мере раскрывая проблему высказывания;
  2. Непрерывный характер.  Речь должна быть структурирована;
  3. Логичность. Высказывание должно придерживаться одной мысли и не содержать лишних элементов;
  4. Смысловая законченность. Любая монологическая речь должна привести говорящего к какому - либо логичному выводу или итогу;
  5. Самостоятельность;
  6. Выразительность. Речь должна передавать эмоционально-оценочное восприятие говорящего [25].
Таким образом, можно сделать вывод, что цель обучения монологической
речи состоит в том, чтобы развить умение  коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли, непосредственно в устной форме.
1.2 Технология развития умений монологической речи 
Для того чтобы правильно развить умение монологического высказывания, необходимо обратить внимание на технологию развития этого умения. В настоящее время существует огромное количество различных исследований, посвященных вопросу о том, как  формировать речь учащихся.
В современной методике выделяют два подхода к обучению иноязычному говорению: «снизу вверх», не подразумевающий наличие речевого образца, при котором говорящий отталкивается лишь от тематики высказывания и проблематики осуждения вопроса. Второй подход - «сверху вниз» предусматривает развитие монологических умений на основе прочитанного текста, то есть необходимо использовать речевой образец,  на который учащиеся смогут опираться при составлении монолога. Рассмотрим данные подходы более подробно [24].  Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. В каждом из случаев необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень овладения языком, возраст, психологические особенности и  уровень общей образованности. Путь «снизу вверх» не предусматривает опоры на текст, поэтому данный подход может быть выбран на начальном этапе обучения, так как ученики еще могут не уметь читать и им будет трудно работать с текстом. Путь «сверху вниз» демонстрирует, что текст очень полно показывает речевую ситуацию, и поэтому учащимся нет необходимости придумывать новые ситуации, им достаточно перефразировать исходный текст, что значительно упрощает задачу.
Путь «сверху вниз» состоит в повторении уже готовых речевых высказываний, либо построенных на основе уже готового образца. Развитие умений говорения начинается с многократного повторения, чтения, прослушивания, заучивания  уже готового речевого образца, который выступает в качестве примера построения подобных ему тестов. После отработки речевого образца, учащиеся могут выстраивать на основе образца свои аналогичные высказывания.
Е.Н. Соловова выделяет три этапа работы с монологической речью (путь «сверху вниз») [25]:
  1. На первом этапе происходит максимальное присвоение содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, то есть всего того, что учащиеся потом смогут использовать для построения своих текстов. Учитель может предложить следующие задания и упражнения:
А) ответить на вопросы на понимание содержания текста;
Б) согласиться или опровергнуть утверждение, предоставив, аргументированный фактами из текста, ответ;
В) определить идею текста;
Г) выбрать глаголы, прилагательные, идиоматические выражения, которые использует автор, чтобы передать или описать свои чувства и свое отношение к тому, о чем говорит в тексте [24];
  1. Второй этап состоит в том, чтобы пересказать исходный текст, сначала близко к тексту затем от имени разных действующих лиц. Учащиеся могут выбрать любой способ пересказа, они могут использовать кластер, опорные фразы,  могут изложить коротко содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию; рассказать текст от другого лица. Например, если текст был написан от первого лица, можно предложить задание, где нужно будет рассказать эту же историю, но уже от третьего лица; можно предложить придумать другой конец истории, это будет своего рода мотивация для учащихся [24];
  2. Третий этап заключается в изменении ситуативных условий. Учитель дает совершенно другую ситуацию, и на основе образца учащиеся составляют монологическое высказывание по заданной теме, с возможностью использования лексики из готового образца.
Существует также путь, при котором монолог строится без опоры на текст. Данный путь лучше всего использовать на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не умеют читать или в случае, когда тексты, предложенные в учебных материалах, не рассчитаны на развитие умения говорения. 
Этапы работы с монологической речью (путь «снизу вверх») по E.Н. Солововой:
  1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетаний. Необходимо предъявить новый лексический материал и правильно его отработать и закрепить, чтобы учащиеся смогли использовать новую лексику в речи.  На данном этапе работы могут быть использованы следующие упражнения: назвать слово глядя на картинку, прочитать слова, найти ошибку в слове, составить словосочетание из предложенных слов и т.д.;
  2. Отработка слов на уровне предложения. Для того чтобы учащиеся смогли использовать новые слова в речи, необходимо чтобы они умели составлять простые предложения используя эти слова. Здесь могут быть использованы следующие упражнения и задания: ответить на вопросы, предполагающие использование только что изученной лексики, закончить предложение, сформулировать вопросы, используя новые слова и т.д.;
  3. Работа на уровне сверхфразового единства. На данном этапе учащиеся вводят лексику в речь, составляют логически связанные высказывания. На данном этапе могут быть применены следующие задания: описать картинку, провести языковые и речевые игры. Учащиеся могут добавлять в свою речь сложные конструкции, элементы аргументации, примеры из жизни [25].
Итак, существует два подхода к обучению монологическому высказыванию. Для того чтобы выбрать, с каким необходимо работать, нужно учитывать возраст, умения, психологические и индивидуальные особенности каждого учащихся. Так как каждому этапу обучения подходит определенный подход, учитель должен проанализировать каждый из них и выбрать тот, который подходит конкретному уровню обучения.
1.3  Особенности использования наглядности на уроке иностранного языка
 
Наглядность - это средство познавательных процессов, при котором, в результате взаимодействия субъекта со знаковыми системами, в его сознании возникают наглядные образы, то есть формируется зрительное представление излагаемого материала. Модель, по которой обучают, по возможности, должна быть наглядной. По одной и той же теме могут существовать различные виды наглядных пособий [21].
Принцип наглядности считается одним из наиболее продуктивных методических принципов обучения иностранному языку, так как, чем больше способов восприятия информации задействованы в процессе обучения, и чем больше ассоциаций создает учащийся, тем эффективнее будет запоминание и усвоение пройденного материала. Необходимо учитывать, что в психологии учащихся разделяют на: «аудиалов», «визуалов» и «кинестетиков». Поэтому необходимо учитывать психологические особенности каждого, и выбирать такой способ запоминания информации, который подходит конкретно данному типу. Педагоги не всегда используют этот способ деления на группы, выбирая опоры и подсказки, которые наиболее эффективны и удобны для самого учителя, а не для учащихся.
Наглядность является одним из главных принципов при обучении иностранному языку, потому что обучение различному материалу включает в себя процессы восприятия, общения и осмысления [11]. Рассматривая психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста, можно отметить, что для учащихся характерна наглядно-образная память. Усвоение чёткой и конкретной информации происходит легче, чем объёмных текстов, определений и т.д. Следовательно, наглядность можно определить как подготовленный показ употребления в речи определённого языкового материала, целью которого является некая помощь учащимся при его понимании и применении. Особое внимание стоит обратить на то, что обучение монологической речи на уроках иностранного языка происходит в искусственной среде. С помощью применения различных средств наглядности воссоздаются условия естественной среды, для осуществления коммуникативной функции языка [11].
На начальном этапе обучения учащимся довольно трудно концентрировать свое внимание на предмете, поэтому возникает трудность при обучении иностранному языку. В связи с этим, В.А. Артёмов указывает, что чувственно-наглядное предъявление информации повышает интерес к изучению иностранного языка, снимает усталость, преобразует произвольное внимание в послепроизвольное. Урок в таком случае характеризуется творческим подходом [11].
Использование наглядных материалов всегда считалось эффективным методом обучения и имело высокую практическую ценность  на уроках иностранного языка, и в настоящее время в школах использование наглядных материалов считается неотъемлемой частью урока, так как они помогают упростить урок и сделать его более разнообразным и запоминающимся.
Поэтому все чаще на уроках используют интерактивные доски, проекторы и компьютеры. Таким образом, с помощью данных средств обучения можно создавать, например, презентацию, что помогает:
  1. Получить необходимую информацию по изучаемой теме, и закрепить ее при помощи визуальных образов;
  2. Погрузиться в иную атмосферу, отвлечься от реальности и погрузиться в изучаемый материал;
  3. Интерпретировать различные тексты, выделять информацию, идею и проблему текста с помощью картинок и других визуальных подсказок;
  4. Развить языковую догадку, умение предвосхищать содержание и тематику текста, новой темы;
  5. Мотивировать учащихся к использованию ранее изученного материла в новых речевых ситуациях;
  6. Раскрепоститься, и с помощью проблемно-ориентированных заданий высказать свое мнение и суждение по заданной проблеме или теме.
Главным достоинством использования принципа наглядности можно считать появление у учащихся мотивации к обучению и возникновение  стимула к речевому общению.
Безусловно, использование наглядности  помогает повысить эффективность проведения урока иностранного языка. Но необходимо правильно спланировать ход урока и четко сформулировать цель и задачи для достижения желаемых результатов.
Эндрю Райт в своих работах приводит множество доводов за и против использования каких-либо учебных материалов на уроке иностранного языка. Рассмотрим некоторые параметры, которые необходимо учитывать, если педагог выбирает способ обучения монологической речи с использованием наглядности: [1]
  1. Простота в организации, подборе информации и проведении урока.
  2. Смысловую значимость заданий. Для этого нужно подбирать материал, которые будут интересен не только учителю, но и учащимся. Также учитель должен использовать эффект неожиданности и новизны, для того чтобы заинтересовать учащихся.
  3. Практическую значимость материала. Работа с использованием принципа наглядности помогает развить все аспекты языка (лексика, грамматика) и виды речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо). Важно оценить уровень знания языка каждого учащегося, адекватно и правильно отобрать материал для работы, в соответствии с уровнем подготовки учащихся.
По мнению Роговой Г.В. необходимо обратить внимание на несколько правил, которые делают процесс применения принципа наглядности наиболее эффективным и полностью его реализуют на уроке.
  1. Использование на уроках иностранного языка различных аудитивных компонентов УМК. Эти компоненты помогают развить фонематический слух, формируют умение понимать речь на слух.
  2. Обучение учащихся использованию аудитивных средств самостоятельно на уроке и дома. Так как, не всегда учащимся хватает практики в школе. Иногда важно закрепить материал несколько раз, но в случае нехватки времени на уроке, учащиеся, благодаря развитию современной техники, с лёгкостью смогут заниматься самостоятельно.
  3. Зрительная наглядность также играет большую роль на уроке иностранного языка. Учащиеся начальной школы часто акцентируют внимание на ярких и интересных образах, предметах, поэтому очень важно подобрать то, что привлечёт внимание ученика. В современных учебно-методических комплексах присутствует большое количество примеров зрительных образов, однако, это не значит, что стоит ограничиться только учебниками. Исходя из темы урока, его целей и задач, учитель может сам подобрать необходимый зрительный материал, который включает в себя рисунки, карточки, плакаты, коллажи, компьютерную графику, таблицы и схемы.
  4. Современный этап развития также предоставляет большой методический потенциал зрительно-слуховой наглядности, которая предполагает использование презентаций, фильмов, мультфильмов в обучении языку [11].
Процесс обучения с использованием принципа наглядности становится более эффективным, у учеников повышается мотивация, урок становится более разнообразным и интересным, и учащиеся полностью погружаются в языковую среду.
 
1.4 Использование современных средств наглядности при обучении иностранному языку
 
В настоящее время урок в школе невозможно представить без использования современных средств обучения. В связи с быстрым развитием технических средств, учителям нужно максимально использовать их на уроке, так как они делают учебный процесс более разнообразным и эффективным. Немаловажно и то, что учащиеся могут использовать их самостоятельно. Данные средства больше всего реализуют в себе общедидактический принцип наглядности.
Существует большое количество современных педагогических технологий обеспечивающих наглядное обучение, к таким технологическим достижениям относятся:
1. Средства мультимедиа, объединяющие в себе возможности не только воспроизведения записи, но и интерактивного видео.
2. Технология CD-ROM (DVD). Данный вид технологий подразделяется на гипертекст – создание перекрестных ссылок; гипермедиа-сочетание гипертекста и мультимедиа; телекоммуникационные технологии. Все это позволяет использовать компьютер для работы с чтением, письменной речью, аудированием, говорением, произношением и интонацией [8].
Более подробно остановимся на мультимедийных технологиях. Данный вид работы позволяет повысить эффективность обучения за счет того, что воздействует на все виды чувственного восприятия, с помощью различных функций компьютерных устройств.
Одним из наиболее современных и распространенных мультимедийных технологий, которые реализуют принцип наглядности, является компьютерная программа PowerPoint. Сущность данной программы заключается в создании презентации на определённую тему, в которую можно включить различные изображения, анимацию, аудиозаписи или видеофайлы. Однако существует ряд требований для использования презентаций:
  1. Строгое соответствие содержания презентации цели и задачам, которые были поставлены;
  2. Правильное распределение времени на уроке для умеренного использования презентации;
  3. Выделение основных характеристик изучаемого предмета;
  4. Отсутствие ярких цветов в оформлении презентации, гармоничное использование различных видов анимации и звуковых эффектов, отсутствие большого количества текста на слайде, читаемость шрифта;
  5. Выделение времени на заметки учеников;
  6. Введение различных видов заданий и упражнений для закрепления пройденного материала [2].
Преподаватели могут широко использовать презентацию на уроках иностранного языка, так как, она представляет собой действенный способ разнообразить урок и эффективный способ обучения. Также, данный метод можно реализовать с использованием интерактивной доски.
В последнее время в связи с развитием технологий большую популярность начала приобретать интерактивная доска, которая формирует различные компетенции учащихся. При использовании интерактивной доски становится возможной работа с текстом, изображениями, видеоматериалами и звуковыми дорожками. Управление процессом осуществляется с помощью указки и сенсорной поверхности доски. Анимация, возможность перемещения объектов, рисование, выделение различных объектов цветом, подписи и др. задействуют визуальные и аудиальные канала усвоения информации. Интерактивная доска активизирует творческий процесс и воображение, способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Урок становится интереснее, в классе царит дружная атмосфера, ученики сотрудничают друг с другом. При обучении иностранным языкам интерактивная доска представляет собой опору для предъявления и активизации нового языкового материала. В дополнение, интерактивная доска может включать в себя различные виды упражнений для отработки, закрепления и повторения нового материала.  С точки зрения организации урока, интерактивная доска может использоваться на любом этапе урока. Использование игровой формы сильно повышает мотивацию учащихся, их заинтересованность в обучении иностранному языку. Общее время работы с доской не должно превышать 15 минут от урока для учащихся 2-5 классов, поэтому лучше распределить это время по этапам урока.
Интерактивная доска имеет огромное количество положительных характеристик,  она сочетает различные стили обучения: визуальные, слуховые и кинестетические и позволяет сделать урок более наглядным. На уроке, включающем работу с использованием интерактивной доски, учащиеся выступают не пассивными слушателями, а активными, становятся заинтересованными и сосредоточенными.
Работа с интерактивной доской также может повысить успеваемость учащихся, потому что чаще всего низкая успеваемость объясняется невнимательностью, так как ученик не заинтересован в изучении какого-либо материала. Рассмотрим характерные особенности интерактивной доски на уроках иностранного языка.
  1. Разнообразие цветов, позволяет выделять наиболее важные области и привлекать внимание учащихся. Так же это помогает показать какие-то отличия объектов, продемонстрировать ход размышления, что значительно упрощает понимание нового материала для учеников;
  2. Возможность делать записи позволяет в ходе урока добавлять информацию, а также задавать вопросы к заданиям и текстам;
  3. Возможность передвигать объекты на доске, группировать их, позволяет работать с текстом и другими заданиями, что значительно экономит время на уроке.
  4. Весь материал проведенного урока можно сохранить, что значительно упрощает задачу учителю.
Быстрое и непрерывное развитие технологий, а также их внедрение в процесс изучения иностранного языка, расширяет возможности принципа наглядности и способы его применения, что делает его неотъемлемой частью урока. Учителям необходимо изучать новые технологии и максимально возможно использовать их на уроке, так как это сильно повышает результативность обучения иностранному языку. 
Выводы
              Главная задача в обучении иностранному языку это овладение умением говорения, то есть формирование коммуникативной компетенции. Данное умение позволяет учащимся уже на начальном этапе правильно и четко формулировать и выражать свои мысли, и что немаловажно понимать иноязычную речь.      
             Существует два вида работы с монологически высказыванием, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, чтобы подобрать правильный метод, педагогу необходимо проанализировать возраст учащихся, возможности, умения, и, опираясь на это, сделать выбор. На начальном этапе все же рекомендуется использовать метод наглядности, так как визуальный и наглядный материал способствует лучшему закреплению, усвоению и понимаю нового материала.
             Учащиеся в начальной школе находятся в возрасте интенсивного развития, всех их действия становятся более осознанными и произвольными.   Учащиеся начинают пользоваться приёмами запоминания. Поэтому, учителю необходимо планировать урок так, чтобы тот соответствовал возрасту учащихся, учитывал все их особенности.
             Использование наглядности помогает создать естественные условия, при которых учащиеся могут полностью погрузиться в иноязычную среду. У учащихся повышается мотивация к обучению, что помогает более эффективно запоминать и усваивать информацию.
              В настоящее время технологии развиваются достаточно стремительно, поэтому использование современных средств на уроках иностранного языка становится неотъемлемой частью учебного процесса. Современные технологии позволяют сделать урок более наглядным и интересным, это помогает учащимся запомнить и усвоить информацию гораздо быстрее, а самое главное намного качественнее. Внедрение современных технологий повышает результативность обучения.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ