Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектно-исследовательские работы в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов Исаевой К.В.)

Исаева Кристина Владмимировна

Сегодня обществу нужны люди, которые умеют принимать нестандартные решения, творчески мыслить. В этой связи школа призвана сформировать практические умения и навыки обучающегося как основу его учебной деятельности. В начальной школе помощником в этом деле являются проектно-исследовательские работы.
К сожалению не все понимают их необходимость, считают, что создание проектов, проведение исследований - это работа взрослых, а не ученика. Учащемуся начальной школы невозможно создать проект/исследование самостоятельно. В этом ему должны помочь школа и семья, тесно взаимодействуя. На протяжении четырех лет я занимаюсь со своими учениками созданием проектно-исследовательских работ. Учащиеся при этом всегда являются активными участниками процесса. Степень участия родителей и учителя в этом деле бывает разной. От чего это зависит? От желания и интересов семей, где воспитываются мои ученики, от видов работ.

Итак, прежде всего обратимся к понятиям «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность». Очень важно понимать, в чем их принципиальное отличие. Проектная деятельность – это деятельность, «направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата». Результат четко обозначен в начале.

Исследовательская деятельность «предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира…».

В начальной школе мы создаем проектно-исследовательские работы. Они представляют собой проекты с элементами исследования. Почему проекты? Потому что в процессе работы достигается результат – создается продукт. Какие же элементы исследования могут быть в начальной школе? Это работа с различного рода литературой - анализ, проведение анкетирования по теме работы, изучение результатов, наблюдения.

Проектно-исследовательские работы в начальной школе могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные работы – работы, написанные одним учащимся. Тема выбирается исходя из интересов конкретного ученика и его семьи. Групповые работы – написанные группой учащихся, связанных общими целями интересами. Тему чаще всего предлагает учитель. Моя работа в направлении проектно-исследовательской деятельности началась с того, что в начале первого года обучения я рассказала родителям учащихся о том, что такое проектно-исследовательская деятельность. Через некоторое время в классе появились дети и родители, желающие принять участие научно-практической конференции «В науку первые шаги» на базе гимназии №406 Пушкинского района. Таких учеников в первом классе было трое. Инициатива большей степени исходила от родителей. Мама одной из моих учениц рассказала, что члены их семьи следят за питанием и интересуются составом продуктов, которые имеются на прилавках магазинов, а особенно, составом хлеба. Тогда, пришла мысль провести исследование о видах хлеба, составе хлеба, о том, какой хлеб является наиболее полезным. Нашей работе мы дали такое название: «Хлеб хлебу рознь». Я подумала, что моей ученице будет интересна эта тема. Ведь каждый день, заходя в магазин, она с родителями проводит мини-исследование. В начале работы мы создали анкету для детей, с целью подтверждения актуальности темы, посетили разные пекарни и магазины для того, чтобы изучить виды и состав хлебов, изучили литературу. Сделали выводы. Продуктом проектно-исследовательской работы явились рекомендации по выбору хлеба.

Родители второго ученика сказали, что в их семье очень любят физику, кроме того, мама и папа имеют высшее образование в этой области. Чуть позднее я выяснила, что ребенка интересует, вопрос о том, как появляются объемные изображения. Мы назвали нашу работу так: «3D-изображение». Каждый раз учащийся рассказывал ребятам в классе о том, как они с папой изучают устройство стереоскопа, а одноклассники с интересом слушали его. Мальчик отмечал, что папа и брат - его главные помощники. Продуктом работы стал стереоскоп и 3D – изображение. Позднее в классе появилась еще одна ученица, желающая принять участие в конференции. Мама девочки (биолог по образованию) предложила написать о том, как солнце влияет на жизнь растений. Мы дали название работе: «Солнце – источник жизни на Земле». В процессе работы ученица сама выращивала семена разных растений. Мама помогала ей сделать записи с выводами и фото растений. В результате девочкой с помощью родителей был разработан буклет с рекомендациями по выращиванию растений. У ребят получились интересные, а главное, полезные работы. Дети получили опыт, о котором им захотелось рассказать.

Работы учеников были выполнены с моей помощью и с помощью их родителей, но дети сами участвовали в исследованиях. Они наблюдали, анализировали, фиксировали результаты. Моя задача состояла в том, чтобы рассказать об алгоритме работы, помочь оформить работу, подготовить учащихся к выступлению. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при подготовке индивидуальных проектно-исследовательских работ, прежде всего, необходимо отталкиваться от интересов семьи. Степень участия родителей и учителя – высокая.

Со второго года обучения моих учеников в гимназии, я ввела в классе практику создания групповых проектно-исследовательских работ. Работа ведется систематически – один раз в неделю. Если говорить о выборе темы, то истории появления тем разные: идеи учителя или конкретных учащихся, которые поддержал весь класс, тема, придуманная совместно. Например, во втором классе, моя ученица работала над индивидуальной проектно-исследовательской работой на тему раздельного сбора мусора. Она рассказала, как правильно сортировать мусор, что такое мусорное пятно в океане и т.д. Мы классом решили внести свой вклад в улучшение экологической ситуации в мире и начали отдельно складывать стаканчики в специальную экокоробку. Так сформировалась наша первая классная экопривычка. В третьем классе мы продолжили формировать экопривычки и дали название нашей групповой проектно-исследовательской работе «Наши классные экопривычки».

Алгоритм работы:

1. выбор темы;

2. постановка гипотезы;

3. проведение анкетирования среди учеников, с целью подтверждения актуальности темы;

4. работа по теме (поиск информации в источниках – библиотека, интернет и т.д.)

5. подготовка выступления;

6. выступление на конференции.

На первый взгляд кажется, что пункты 2 и 3 – сложны для понимания детьми. Это действительно так. Но если объяснять детям доступным языком, то им становится понятно, что такое гипотеза, для чего проводить анкетирование. Конечно, во втором классе трудно. Это колоссальная нагрузка на учителя, но с каждым годом она уменьшается, поскольку дети овладевают необходимыми навыками и к концу четвертого класса могут работать самостоятельно. Степень участия учителя – высокая. Ему отводится роль наставника, человека, от которого исходит инициатива. Степень участия родителей – средняя. При получении детьми индивидуального задания, родители оказывают помощь в подготовке.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. При выборе темы проектно-исследовательских работ необходимо руководствоваться интересами школьников и родителей.

2. Для того, чтобы у детей появилось желание создавать проекты/исследования, взрослые должны продемонстрировать свой интерес к теме проекта/исследования и готовность помочь.

3. К научно-исследовательской работе предъявляются высокие требования: это теоретическая часть, практическая часть, оформление работы. Ученику начальной школы невозможно справиться со всеми требованиями самостоятельно. Но приучать школьников к правильному оформлению работ, необходимо. На мой взгляд, задача родителей: сделать так, чтобы практическую часть работы и выводы учащиеся выполняли самостоятельно насколько это возможно. 4. При создании проектов/исследований учащихся, мы (ученик, учитель, родители) работаем в одной команде. Такой подход (когда ученику помогают учитель и родители) помогает правильно реализовать поставленные цели и задачи.

 

Список литературы
 

  1. Чувашова Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/119/33094/ (дата обращения: 06.05.2018).

  2. Уткина, Т. В. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ / Т. В. Уткина, И. С. Бегашева. – Челябинск : ЧИППКРО, 2018. – 60 с. ISBN 978-5-503-00346-8

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ