Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Бизнес-технологии в помощь учителю. Метод коучинг

Мустафаева Юлия Юрьевна
   В настоящее время перед педагогами стоит проблема обучения при инклюзии в образовании и обучения детей с разным уровнем развития, обучающихся в одном классе. Сложность состоит в том, что, уделяя большее внимание детям с высокой учебной мотивацией, немотивированные дети не имеют возможности достичь предметных результатов обучения в полной мере. Или же, наоборот, слабоуспевающие обучающиеся «тянут вниз» успешных учеников. Сложность также состоит в том, что в общеобразовательные классы могут быть зачислены учащиеся с ОВЗ, что значительно усложняет работу учителя. А ФГОС НОО устанавливает, что образовательная организация и, в частности, учитель должны создать условия «для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» [1]. В советской системе образования были распространены методы дифференцированного обучения, но все они сводились к разным видам заданий на уроках. Все эти методы были пассивными, то есть ребенок не мог самостоятельно поставить себе учебную задачу и получить необходимую помощь в объяснении. Таким образом, ребенок не развивался, уровень его развития находился на той же ступени, у него не возникало желания идти вперед и добиваться новых результатов. Помочь в сложившейся ситуации может метод коучинг. Данный метод основан на бизнес-консультировании. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять». Коучинг – целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий как максимизацииих производительности, так и успешной деятельности компании [2]. Используя данный метод тренер (коуч) помогает людям по-новому осмыслить, что для них действительно важно, поставить цель, научиться действовать самостоятельно и добиваться результата. Он никогда не дает каких-то жестких рекомендаций, он совместно с клиентом ищет ответы на вопросы, которые появляются в процессе консультирования. Его главная задача не научить, а создать условия для развития позитивной мотивации. Основателями коучинга являются Тимоти Голлвей, Томас Леонард и Джон Уитмор. Т. Голлвей в своей книге «Внутренняя игра в теннис» (1974) изложил концепцию данного метода. По его мнению главным соперником спортсмена является не его противник или обстоятельства, а он сам. Коуч является его наставником, который не навязывает спортсмену свои идеи, а помогает разобраться в себе, поставить нужные цели и определить пути их достижения. Когда спортсмен научится этому, потребность в тренере отпадет. Голлвей понял, что «когда люди обретают способность отпускать и верить, они достигают желаемого значительно чаще, чем если бы они не имели такой способности, и всѐ приходит к ним легче, чем если бы они боролись за осуществление желания» [3, с.14]. В 1992 году Дж. Уитмор развил идею коучинга, применив его к менеджменту и бизнесу, описав данный метод в своей книге «Коучинг высокой эффективности». Внедрил в практику коучинг Т. Леонард, основав университет по подготовке коучей. По определению Леонарда, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации. Таким образом, можно сделать вывод, что коучинг, это ни что иное, как взаимодействие партнеров, и коуч в этом взаимодействии никогда не дает советы и рекомендации. Это противоречило бы одной из основных задач коучинга – раскрытие потенциала человека. Коуч подвигает к творческому поиску решений и поддерживает решимость достигать целей и осуществлять изменения в жизни. Все это указывает на возможность и необходимость использования данного метода в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС. В обучении коучинг подразумевает собой наставничество или развивающее консультирование. Коуч – более успешный и мотивированный учащийся, помогающий слабоуспевающим ученикам добиваться успехов в учебной деятельности. В данном случае коучинг – это процесс консультирования учащимися учащихся, направленный на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Предметные результаты достигаются при помощи данного метода через отработку определенного неусвоенного материала и развитии навыков, необходимых на каком-либо предмете. Если говорить о метапредметных результатах, то в данной ситуации их достигает не только слабоуспевающий ученик, но, в большей степени, его консультант (коуч). Именно он планирует их совместную деятельность, нацеливает на определенный результат, помогает найти необходимую информацию в учебной или справочной литературе. Кроме того, данным метод поможет достичь обоим участникам общения личностных УУД: в ходе такой коммуникации происходит смыслообразование и развитие позитивной учебной мотивации, самопознание с выявлением своих сильных и слабых сторон. Таким образом, полезность коучинга может быть выражена в следующих позициях:
1. Улучшение продуктивности деятельности. Он проявляет лучшее в людях и коллективах, к чему инструктаж даже и не стремится.
 2. Развитие учащихся.
3. Лучшее обучение. Коучинг предполагает быстрое обучение, при чем этот процесс доставляет радость и удовольствие.
4. Улучшение взаимоотношений. Когда человеку задаются вопросы, это позволяет дать оценку ему и его ответам.
5. Улучшение эмоциональной атмосферы в классе. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему само настроение в классе.
 6. Больше времени для учителя. Подготовленные методом коучинга учащиеся, которые охотно принимают ответственность, освобождают время учителя.
7. Больше конструктивных идей. Коучинг и создаваемая с его помощью обстановка поощряет конструктивные предложения от учащихся без опасений, что они будут высмеяны.
 8. Лучшее использование мастерства как успешных, так и «отстающих» учеников.
Очень часто учитель не представляет, какие скрытые ресурсы могут быть высвобождены, до тех пор пока он не начнет практиковать коучинг. Вскоре он откроет много не выявленных ранее талантов среди учащихся, так же, как решений практических проблем, которые могут быть найдены только людьми, регулярно занимающимися выполнением соответствующих задач [4]. В обучении младших школьников метод куочинга имеет высокую эффективность потому, что:
1. Общение для ребенка 8-10 лет имеет первостепенное значение.
2. Над учащимся не довлеет авторитет учителя.
 3. Нет боязни получить неудовлетворительную отметку или неодобрение учителя.
4. Нет страха перед насмешками сверстников о его неудачах в учебной деятельности.
5. Есть возможность общения, избегая субординации и учебно-делового стиля.
 6. Есть возможность выбора коуча, соответственно наставник является, как правило, его другом.
7. Нет стеснения признаться другу в непонимании или незнании определенного материала.
8. Коуч (наставник), выполняя задания творческого характера, закрепляет свои знания, возможно дополняет их.
На различных предметах роль коуча могут выполнять разные дети класса, в зависимости от их способностей в определенной предметной области. Изначально метод коучинга строиться на 4 этапах:
1. Совместная постановка цели.
 2. Проверка, является ли эта цель достижимой.
3. Разработка плана реализации этой цели. Постановка задач.
 4. Непосредственно реализация цели – этап воли.
Технология использования данного метода в обучении младших школьников может быть следующей:
  1. Определение слабоуспевающих в определенной области учащихся;
  2. Выбор учащимся коуча (наставника, помощника);
  3. Непосредственное общение, мотивирование на достижение цели, отработка учебного материала;
  4. Презентация результата общения;
  5. Самооценка, оценка учителя.
При обучении детей 1-4 классов метод коучинга может применяться на различных учебных предметах. На уроках математики коуч может не только дополнительно объяснить непонятый материал, но и совместно со слабоуспевающим учащимся отработать его. Например, при изучении задач на движение успешный ученик вместе с другом могут смоделировать жизненную ситуацию и вместе разобраться в ее решении. Презентацией результата такого общения может стать совместное решение похожей задачи у доски, где главная роль будет отводиться обучаемому в данный момент ребенку. На уроках русского языка коуч, в основном, отрабатывает с «подопечным» правописание и развивает его навыки устной и письменной речи. Презентацией здесь может стать выполнение тестовой работы или текст «Исправь ошибки» на отработанную орфограмму. В предмете «Литературное чтение» наиболее актуально использованием коучинга при отработке техники чтения. Презентацией может стать «Дневник успеха», с регулярным занесением в него полученных результатов. В курсе «Окружающий мир» данный метод может использоваться при изучении экологической линии в предмете или при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий, или при работе со справочными материалами. Результат может быть представлен в совместных творческих работах или в проблемно-ценностном общении. На уроках технологии учащиеся могут вместе выполнять какое-либо изделие. Целесообразнее использовать данный метод на уроках, связанных с закреплением определенной темы или раздела.
Таким образом, используя коучинг, учащиеся достигают определенных результатов:
 · во-первых, гораздо быстрее;
· во-вторых, наиболее эффективным путем;
 · и, в-третьих, просто получая удовольствие от процесса.
Из вышесказанного следует, что метод «коучинг» является активным методом обучения и наиболее эффективно его внедрение именно в начальной школе.
 
Список литературы:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. http://минобрнауки.рф/документы/922
2. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20410
3. Т. Голлвей. Внутренняя игра в теннис. – М.: Олимп-бизнес, 2016.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ