Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Этикет

Методическая разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»

Смирнова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель урока:
  • закрепить и расширить знания учащихся о правилах вежливости
  • привести к пониманию необходимости вежливого поведения в обществе, обязательному знанию своих прав и обязанностей
  • вызвать познавательный интерес  об этикете
  • убедить детей в том, что вежливость неотъемлемая часть сотрудничества в общении людей
Ход урока:
  1. Организационный момент.
Ученики рассаживаются по группам. У каждой группы уже разложен на столах необходимый дидактический материал, которым учащиеся будут пользоваться по ходу урока:
  1. задания для групп в конвертах
  2. «Толковый словарь» Ожегова
  3. Сообщение темы урока. Слайд № 1
Сегодня мы с вами поговорим о правилах, которые вы не встретите в научных книгах. Тема нашего урока: «Этикет»
  1. Обсуждение модуля. Работа по группам (5 человек)
Задание группам:
  • Объясните значение слова вежливость
После ответов детей, обратиться к «Толковому словарю» Ожегова
Слайд № 2
  • Вежливый человек — соблюдающий правила приличия, учтивый
Слайд №3
  • Учтивый — почтительно вежливый
Слайд №4
  • Почтение — глубокое уважение
  • С какими словами «дружит» слово вежливость?
  • Ответы: Воспитанность, уважение, доброта
  • Считаете ли вы себя воспитанными людьми?
Дети отвечают неоднозначно, они не стесняются говорить о себе правду.
  • Согласны ли вы, что наше настроение, да и самочувствие зависит от того, как к нам относятся окружающие нас люди: родные, друзья, одноклассники? (Ответы детей и обсуждение)
  • На ваших рабочих столах разложены пословицы, объясните их смысл. (У каждой группы своя пословица)
    1. Тоже слово, да не так бы молвить
    2. От одного слова да навек ссора
    3. Доброе слово сказать — посошок в руки дать (значение слова посошок).
    4. Ласковое слово —  это вешний день (значение слова вешний)
    5. Ласковое слово и кошке приятно.
(Учащиеся сначала обсуждают в группах смысл пословицы, потом представляют свою пословицу)
Слайд №5
  • Зачастую грубое слово, обидная кличка, прозвище, бестактность, равнодушие, безразличие, непонимание больно ранят нас. Поэтому очень важно следить за своей речью, не позволять себе грубых, обидных для других слов.
Задания для групп:
  • Запишите на рабочих листках продолжение фразы «Относись к окружающим тебя людям так, _____________
(Учащиеся пишут свой вариант)
  • Мы получили с вами «золотое правило поведения» «Относись к окружающим тебя людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе»
  •  Это высказывание должно стать нормой поведения.
Слайд №6-9
Прочитайте предложения:
  1. Мир многообразен, нас очень много, и мы все такие разные.
  2. У каждого свой характер, привычки, образ жизни, свое мышление.
  3. Не всегда нам что-то нравится в окружающем нас мире и людях, что вполне нормально.
  4. Но мы также должны помнить, что, может быть, и мы чем-то не устраиваем окружающих.
  • В обществе существуют определенные правила поведения, которые люди должны выполнять. У них есть общее название. Соберите из разбросанных букв на столах название правил:
Э Т и к е т
 
 
Слайд №10
Чтение сведений про этикет (это может прочитать учитель или ученик с хорошей техникой чтения)
Из истории этикета
... Слово этикет значит воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры. Произошло от слова э т и к е т к и - французское название карточек, вручавшихся при дворе короля Людовика 14 гостям, во время пышных приемов. Карточки знакомили гостей с основными правилами поведения, которое предписывалось неукоснительно соблюдать.  Основной смысл этикета почитается во все времена – человек должен быть культурным и в поведении, и в обращении.
  • В каких общественных местах требуется соблюдения этикета?
Ответы детей:
  • В школе
  • В общественных местах
  • Во дворе, на улице
  • В транспорте
  • Дома
  • В гостях
  • В музее, театре
  • Сформулируйте сами правила поведения. На ваших столах лежат полоски с начатыми фразами. Допишите их до конца. (На каждом столе по два правила)
    1. Уметь сдерживать себя: не быть грубым,____________
    2. Здороваться _____________________
    3. Вежливо обращаться к ____________________
    4. Не обижать и не унижать слабых _______________
    5. Не позволять себе грубых выражений, следить за своей_______
    6. Уважать чужое мнение, прислушиваться ________
    7. Быть деликатным по отношению к другим, не ______________
    8. Уважать и почитать старых и пожилых людей. Помните, что пройдет время и  _________
    9. Вести себя спокойно, уравновешенно, так, чтобы действия не представляли угрозу для ________
    10. Всегда стараться договориться, найти _________
  • Прочитайте свои записи.
  • Скажите, трудно ли вам было составить эти правила?
  • Нет, конечно, эти нормы общеизвестны!
  • А в чем трудность?
  • В соблюдении!
  • Почему?
  • Что делать?
Обсуждение, ответы детей.
  • Вывод: трудности надо преодолевать, работать над собой, чтобы не потерять уважение к себе. В любой ситуации вести себя достойно.
  • Сейчас разберем ситуации, которые могут произойти. Для каждой команды отдельная тема напечатана на листах.
Ситуация №1
Большая перемена. Ты вбежал в вестибюль немного размяться и развеяться. Но так увлекся, что нечаянно сильно толкнул одноклассника. Твои действия?
Ситуация №2
Мальчику нравится девочка из класса. Он всячески пытается обратить на себя ее внимание: дергает за косу, толкает, говорит глупости. А как вести себя правильно?
Ситуация №3
В классе есть ученик, который тебе не нравится, раздражает своим поведением и внешним видом. Как себя вести по отношению к нему? Показывать ли свое отношение?
Ситуация №4
К тебе пришли в гости друзья. Вы включили на громкую мощность музыку. Последовала немедленная реакция соседей. Например, в дверь постучала соседка. Несколько раздраженным тоном она просит прекратить шуметь. Ваши действия?
Ситуация №5
При входе в школу к двери одновременно подошли ученик третьего класса и первоклассник. Кто кого должен пропустить
  • Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни? Подумайте, всегда ли вы поступали в соответствии с золотыми правилами поведения?
    1. Итог урока
  • Понравился вам сегодня урок?
  • Были ли трудности, когда говорили о себе?
  • Какой вид работы вызвал интерес?
  • Необходим ли такой урок? Почему?

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ