Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клиповое мышление «экранного поколения»

Аксютина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов 
ГБОУ школа  № 46
Приморского района 
Санкт-Петербурга
             Последнее время всё чаще можно услышать, что клиповое мышление мешает подросткам и молодёжи нормально усваивать и анализировать информацию. Эта серьёзная проблема приводит к тому, что молодое поколение неспособно учиться. Но что же представляет собой клиповое мышление, чем оно так мешает и как с ним бороться? 
Термин «клиповое мышление» появился в середине 1990- годов и первоначально означал особенность человека воспринимать мир через короткие яркие образы, послания новостей или видеоклипов. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста. Вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. Видеоряд большинства музыкальных клипов состоит из слабо связанных по смыслу кадров. При клиповом мышлении  жизнь напоминает видеоклип: человек воспринимает мир не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий.
Причина возникновения такого мышления - средства массовой информации. Вся информация, которую мы получаем, специально преподносится в клиповом формате: небольшие сюжеты, сводки новостей, и затем рекламные ролики. Чаще всего даже простые короткие тексты в любой другой передаче или фильме не имеют никакой взаимосвязи между собой. 
Интернет тоже не является исключением, скорее даже наоборот, ещё больше «форматирует» мозг. Когда человек заходит в интернет, на него тут же обрушивается огромный поток информации. Причём,  вся информация сильно фрагментирована и подаётся небольшими кусочками для удобства восприятия. Сами тексты и предложения максимально упрощены, с частыми пропусками в системе аргументации в местах, где их восстановление не вызовет ни малейшего затруднения. Такая своеобразная игра вовлекает любого читателя на «доступном» для него уровне в ненужный ему информационный поток. 
       Такой способ подачи информации оказался очень удобным для коммерческих целей. Один сюжет сменяется другим, не давая человеку времени осознать и задуматься над происходящими вещами. Главная задача – заставить чувствовать эмоции, а не выстраивать логические цепочки. Акцентируя внимание потребителя на эмоциях, легче заставить его делать то, что нужно. 
       Есть и другая сторона медали. Клиповое мышление стало массовым с широким распространением интернета, когда окружающая среда стала буквально переполнена информацией. Организм человека должен был как-то защищаться и адаптироваться, и как следствие – изменение формы сознания у молодого поколения. По сути своей клиповое мышление – это защитная реакция организма от информационной перегрузки
            Современные дети всё больше времени проводят у телевизора, играют в телефоны и планшеты. Экран стал существенным средовым фактором для ребёнка. Вместо лиц – экраны. Экран  становится основным проводником ребёнка в мир, предлагает модели поведения. А у детей ещё нет критического   отношения к миру. Как и герои большинства мультфильмов и фильмов наши дети отличаются повышенной возбудимостью, гиперактивностью. Фильмы шестидесятых и семидесятых годов давали возможность вжиться в образ, понять его мотивацию, успеть спросить у взрослых. А  непонятное, быстрое, мелькающее кино сегодняшнего поколения втягивает детей в поверхностное действие, смысл и цели которого им не понятны.
            Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать информацию экрана  без переживаний и сопротивления, без эмоций. Они растут  равнодушными. Наши бабушки и дедушки,  да и мы в детстве изучали мир самостоятельно: разглядывали бабочек на прогулке, строили из стёклышек  и палочек домики. Окружая детей экранными  нянями, мы вынуждаем их  искусственный мир экранного «зазеркалья».
Клиповое мышление «экранного поколения» - это задержка развития на этапе непроизвольного внимания, образного, конкретного мышления.
Беда наших детей в том, что они перестали разыгрывать сказочные сюжеты, перестают играть в ролевые игры, дочки-матери, доктора, магазин. А это значит, что с большим опозданием формируется чувство родства и сопереживания другим. Детское телевидение не может заменить живое общение  и умение  справляться с реальными проблемами, с участием настоящих, а не придуманных героев.
Сторонники внедрения новых технологий  в образование  утверждают, что  вместе с телевидением и сетевым взаимодействием ребёнок приобретает безграничный источник информации. А противники указывают на деформацию в личностном развитии.
Исследования показывают, что компьютер первоначально даёт улучшение оперативной памяти, внимания, скорости решения интеллектуальных задач. Но если дать ребёнку решить аналогичные задачи «в уме» или «на бумаге», то многие дети испытают чувство беспомощности.
Во-первых, компьютер не требует от ребёнка внутренних усилий. Все задачи решаются однотипно, через управление курсором.
Во-вторых, сетевое взаимодействие не решает проблемы отношений с другими людьми.
В-третьих, создаётся эффект «влияния толпы». Дети теряют независимость в принятии решений, испытывают сильное давление со стороны других. Происходит искажение личности и сознания.  Они подчиняются порыву такой силы, от которой нельзя удержаться.
Но как бы то ни было, а логическое мышление просто необходимо. Учителям часто приходится сталкиваться  с проблемой, что современные школьники, изучив определённый материал, тут же его забывают. Это и есть проявление клипового мышления. Человек с таким восприятием мира привыкает к тому, что потоки информации постоянно сменяют друг друга и, получив очередную порцию, мозг совершенно не стремится запомнить её, он как можно быстрее её стирает и ждёт получения новой. Ребёнок с клиповым мышлением не способен нормально освоить школьную программу.
          Нельзя  забывать о том,  что клиповое и логическое мышление не присущи человеку с рождения. Они вырабатываются в зависимости от способа потребления и анализа поступающей информации... 
Работа над данной темой в течение двух лет  позволила мне сделать вывод о наличии клипового мышления у учащихся 2в класса. При поступлении в 1 класс,  81 % учащихся не могли  концентрироваться на получаемой информации более 5 -10  минут, приблизительно 70 % не могли применять полученные знания, проводить аналогии, анализировать, обобщать.
Поэтому на своих уроках я стала использовать презентации, в которых содержатся короткие фразы, ёмкая информация, яркие иллюстрации.
 Большинство моих учащихся визуалы и кинестетики. Им необходимо посмотреть, потрогать, раскрасить . Поэтому письменные работы по литературному чтению украшаем портретами писателей, сюжетными картинками. На уроках окружающего мира также много раскрашиваем, приклеиваем.
На уроках ИЗО и технологии постепенно приучаю детей слушать аудиокниги. Сначала было очень тяжело. Но к концу второго класса они сами стали просить поставить им аудиокниги. Наконец-то научились слушать, переживать, следить за развитием сюжета. Даже делать иллюстрации к прослушанному произведению или письменно отвечать на вопросы. Так во втором классе мы прослушали аудиокнигу Джека Лондона «Белый клык». Как внимательно слушали мои дети, как переживали за главного героя! Как громко спорили, если я включала продолжение не в том месте. И как было приятно, когда в свободное время мы смогли посмотреть старый фильм «Белый клык». Смогли, потому что им уже было интересно, не безразлично. За два года кропотливой работы мои дети с удовольствием смотрят старые детские фильмы про войну. Например, им очень понравились фильмы «Зимнее утро», «Всадники», «Девочка ищет отца», «Зелёные цепочки» и многие другие. Некоторые мы смотрели по нескольку раз.
Для себя я сделала вывод, что  бороться с клиповым мышлением можно, и даже нужно!
 
Литература
  1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110-112.
  2. Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). – М: Лабиринт, 1995. – 201 с.
  3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
  4. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012]. 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ