Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как средство воспитания
и обучения в начальной школе

Соверткова Ольга Викторовна,
учитель ГБОУ СОШ № 252 Санкт-Петербурга

Проблема обучения общению вполне разрешима при использовании средств, максимально приближенных к реальности. Этому требованию вполне удовлетворяют игры, используемые как ведущаяформа организации общения детей младшего школьного возраста.Для учащихся данной возрастной группы очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном возрасте, поэтому они постоянно ощущают потребность в игре, в игровом общении. Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в микрогруппе и коллективе, развитию воображения, творчества.

Игры  являются моделями жизненных ситуаций общения.

В игре появляется возможность разыграть различные сценки из жизни: просьба о чём-либо, приветствие, прощание, оказание поддержки, помощи, услуги и другие. Большим преимуществом такого рода упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения ребёнок не так ощущает напряжение и тревогу, возникающие в реальной жизни. Игра даёт возможность проявлять творчество и не бояться «проиграть», искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом. (4; с. 8)

   Игры-упражнения требуют от участников некоторых весьма самых необходимых  качеств. Пожалуй, самое главное-это взаимная поддержка и доброжелательность. Кроме того, нужно воздерживаться от прямой критики и резких оценок своих товарищей. А ещё нужно постараться быть живыми и активными, чтобы всем было интересно. (4; с. 9)

   Для детей прежде всего игра – это увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый  ученик может стать первым в игре, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность.

         Игра так же требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мысленную деятельность играющих.

    В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие учёные, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах Ю.П. Азарова и О.С. Газман. Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующей ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра признается средством воспитания и развития школьников (И. Болдырев, О.С. Газман, В.А. Крутецкий, М.Н. Скаткин), мотивационным методом учения (Ю.К. Бабанский, Б.Ф. Паламарчук, Р.И. Пассов, Г.И. Щукина), эмоциональным стимулом (З.И.Равкин, М.В.Юрьева, М.Г. Яновская); формой организации коллективной, общественно-полезной деятельности школьников (Л.М.Иванова, И.А. Караковский, З.И. Леонтьева, Е.С.Махлах, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова); средством активизации учебного процесса (З.Н. Нагоева, В.М. Кларин, Т.А. Ляпина, К.Д. Радина, Е.Э. Селецкая); методом обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Ш.А. Амонашвили, А.Я. Каруле, Н.К. Кравцова, В.С. Мухина, А.М. Пышкало). (6)

Использование игры на занятиях  позволяет формировать и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения: находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. А это значит, что игра может выступать как средство активизации коммуникативной деятельности.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности. (6)

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов (1)

         Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена. (5)

  • Развлекательная. Основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

  • Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это

пространство самореализации.

  •  Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
  • Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра — это особое «поле самовыражения».
  • Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
  • Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.
  • Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива. (5)

Технология проведения игры.

1. Подготовка игры:

 тема; учебные цели; предложение основы для составления модели; определение состава участников игры, распределение ролей; проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.

2. Проведение игры:

разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).

3. Подведение итогов игры:

время; общая оценка учителем работы учащихся в целом и некоторых в отдельности;  рефлексия (сами участники игры формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности).

Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.

В работе М.Г. Ермолаевой «Игра в образовательном процессе» подробно рассматривается теория вопроса детской игры, представлен алгоритм создания игровой идеи, дано методическое описание игровых идей, приведён анализ проблем и возможностей использования дидактических игр как средства решения дидактических задач, дана классификация игр. В основу этой классификации положен тип человеческой деятельности.(2)

М.Г. Ермолаева условно разделяет игры на три группы:

1) физические (игры тела); 2) интеллектуальные (игры ума); 3) социальные (игры души); к ним отнесены сюжетно-ролевые игры, деловые- организационно-деятельные, имитационные, организационно-коммуникативные; Комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность. (2)

Предлагаемые ею авторские игры «Обмен», «Дюжина», «Росчерк», «Букет» и др. представляют возможности для развития различных коммуникативных способностей и умений школьников: контактности, умения и готовности договорится, организованности и собранности, согласованности и продуманности групповых действий, устной и письменной речи, умения вести диалог, эмпатии, наблюдательности, более глубокого познания себя и сверстников и др. ( 3)

ЛИТЕРАТУРА.

1. Емельянов Ю.Н. Активное социально – психологическое  обучение.- Издат Лен. Гос. Ун., 1985.-162с

2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. СПбГУПМ, 2003-64с.

3.Мостова О.Н. Диссертация. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учёта индивидуально типологических особенностей.2007г. АППО.

4. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г.  М. : Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2007.-157 с.

5. Хилалутдинова А.М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников. Журнал «Начальная школа» 2008г.,№7.

6.Тамбиева, С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников /С.О. Тамбиева  // Алиевские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск, 2004.- С. 102-105.

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ