Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Все мы родом из детства

(Проблемы адаптации первоклассников в школе)

 

Сухомлинова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга

 

Учатся у тех, кого любят

Гёте

Сперва любить – потом учить

Я.А. Коменский

         Кажется, ещё совсем недавно умиление вызывали первые шаги ребёнка, первая улыбка, первое слово… Но вот уже позади осталось беззаботное детство, и, сжимая родную маленькую ладошку, мама ведёт малыша в первый класс. А в душе – буря эмоций: это и гордость, и радость, и страх, и нежность, и тревога, и надежды. Без сомнения, начало школьной жизни – большое испытание для маленького человечка. Чем школа станет для него? Радостью новых открытий, островом знаний, душевного комфорта или чередой разочарований?

         Первое сентября – светлый, трогательный праздник: огромные белые банты, букеты цветов, музыка, поздравления. Ребёнок упивается своим новым статусом (он – первоклассник), нередко ожидая, что так будет всегда. Но вот парадокс! Кроха так готовился к школе, радовался этому событию, с нетерпением ждал 1-го сентября, а спустя некоторое время всё кардинально меняется, вплоть до нежелания  идти в школу.

         Ребёнку,  безусловно, надо помочь, дать время привыкнуть к новой жизни, к новой роли ученика. В водовороте школьной жизни много подводных камней: он с трудом ориентируется в незнакомом здании, ему трудно высидеть за партой 45 минут, плюс ко всему – непросто могут складываться отношения с одноклассниками. Часто родители, готовя ребёнка к школе, усиленно развивают у малыша внимание, память, логику; учат читать, писать, считать. Это, конечно, важно, но гораздо важнее психологически подготовить ребёнка к школе, чтобы период адаптации проходил как можно безболезненней.

         Маленькому человечку должно нравиться в школе, он должен уметь общаться с другими детьми. Он может что-то не понять или забыть, но если ребёнок не сохранит желание познавать, желание ходить в школу, то всё остальное преодолимо.

         Период адаптации сугубо индивидуален: кому-то достаточно пару недель, а кому-то – полгода. В это непростое для ребёнка время ему очень нужна максимальная поддержка родителей, которые должны объяснить, что школа – это ежедневный труд, но интересный и радостный; подчеркнуть важность и значимость образования. Не стоит ругать ребёнка за неудачи, а уж тем более навешивать ярлыки: «неумеха», «растяпа» и т.д. Негативные оценки взрослых повышают тревожность малыша, вселяют неуверенность в своих силах.  Хвалить или ругать нужно не ребёнка, а результат его деятельности, не перегибая палки. И ещё хочется отметить, что адаптационный период протекает у каждого ребёнка по-разному, поэтому не следует сравнивать его с другими детьми. Гораздо лучше отмечать достижения своего малыша, даже самые незначительные, чутко реагировать на  трудности. И самое главное – любить его! Без всяких условий!

         В самом начале жизни каждый из нас подобен бутону цветка, который раскроется, получив тепло солнечных лучей. И тогда станет видна вся красота таившегося в нём цветка. Точно также ребёнок нуждается в тепле человеческой любви. Он становится счастливым, раскрывает все свои таланты и способности, когда ощущает искреннюю и бескорыстную любовь как родителей, так и учителей. Как говорил Януш Корчак, «дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить».

         Очень важно, чтобы в течение первого года обучения детей родители и учителя стали единомышленниками. Учитель способен создать такую атмосферу в классе, чтобы первокласснику было радостно, уютно, комфортно. Он должен видеть, слышать и понимать ребёнка. Его мудрость, любовь, доброжелательность помогут малышу быстрее и легче освоить этот новый, неизведанный, сложный и вместе с тем интересный школьный мир.

Закончить хочется словами Ш.А. Амонашвили, великого педагога нашего времени, написавшего книгу «Как любить детей? /Опыт самоанализа/»: «Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.

…Любить детей и каждого ребёнка надо: 
– искренне, честно, от всего сердца; 
– спокойно, терпеливо, доверительно; 
– нежно, красиво, изящно; 
– преданно, постоянно, без условностей; 
– воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо; 
– заботливо, мужественно, понимающе; 
– с уважением, утверждением, возвышением».

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ