Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование экологической  культуры детей младшего школьного возраста

 

Зацаренская Елена Петровна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 471

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

 

           
        На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.

           

             Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

      Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное

взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

        

Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная  на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология»  и  автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.

       

Актуальность создания  программы  в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.

          

Цель программы – введение младших школьников в мир сложных  взаимоотношений живой и неживой природы, человека  и окружающей среды.

          

В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

Познавательные задачи:

1.     Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,

2.     Научить видеть причинно - следственные связи   в наблюдаемых явлениях,

3.     Сформировать систему знаний, умений и навыков  по основам экологии.

Развивающие задачи :

1.     Развить внимательность и наблюдательность,

2.     Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.

Воспитательные:

1.     Воспитать  бережное отношение к природе,

2.     Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях  книг о природе,

3.     Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе

 

 

 В результате реализации курса учащиеся должны  получить знания:

- об элементарных  понятиях   и законах экологии

-  о сущности  сезонных явлений в природе,

-  о характерных обитателях  леса, пресноводного водоема, моря,

-  о местонахождении  и  значении  Государственного Нижне –Свирского заповедника,

- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;

должны  сформировать умения:

- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,

- анализировать свои умозаключения и суждения,

- действовать в природе, не нанося ей вреда;

овладеть навыками:

 - проведения наблюдений  за изменениями в природе.

 

Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.

 

Разнообразны   формы  используемые в процессе экологического воспитания учащихся:

творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.

Особенностью проведения  мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.

Открытые занятия «О чём  шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.

 

Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого  9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.

 

С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

      Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.

 Анализ анкет показал, что:

 В графе «Природа благодарит» преобладали  ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор,  если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.

 

 

В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.

Ответы свидетельствуют  об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Данная  диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.

 

 В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде,  что помогает им в дальнейшем  заниматься экологической деятельностью  в учреждениях  дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского  заповедника,  способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также  ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного  научного сообщества «Интеллект».

       

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников  способствует формированию экологической культуры личности.  Согласно требованиям к реализации  Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира,  а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.

 

 

 

 

 

 

 

Формирование экологической  культуры детей младшего школьного возраста

 

Зацаренская Елена Петровна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 471

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

 

           
        На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.

           

             Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

      Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное

взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

        

Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная  на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология»  и  автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.

       

Актуальность создания  программы  в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.

          

Цель программы – введение младших школьников в мир сложных  взаимоотношений живой и неживой природы, человека  и окружающей среды.

          

В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

Познавательные задачи:

1.     Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,

2.     Научить видеть причинно - следственные связи   в наблюдаемых явлениях,

3.     Сформировать систему знаний, умений и навыков  по основам экологии.

Развивающие задачи :

1.     Развить внимательность и наблюдательность,

2.     Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.

Воспитательные:

1.     Воспитать  бережное отношение к природе,

2.     Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях  книг о природе,

3.     Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе

 

 

 В результате реализации курса учащиеся должны  получить знания:

- об элементарных  понятиях   и законах экологии

-  о сущности  сезонных явлений в природе,

-  о характерных обитателях  леса, пресноводного водоема, моря,

-  о местонахождении  и  значении  Государственного Нижне –Свирского заповедника,

- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;

должны  сформировать умения:

- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,

- анализировать свои умозаключения и суждения,

- действовать в природе, не нанося ей вреда;

овладеть навыками:

 - проведения наблюдений  за изменениями в природе.

 

Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.

 

Разнообразны   формы  используемые в процессе экологического воспитания учащихся:

творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.

Особенностью проведения  мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.

Открытые занятия «О чём  шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.

 

Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого  9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.

 

С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

      Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.

 Анализ анкет показал, что:

 В графе «Природа благодарит» преобладали  ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор,  если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.

 

 

В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.

Ответы свидетельствуют  об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Данная  диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.

 

 В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде,  что помогает им в дальнейшем  заниматься экологической деятельностью  в учреждениях  дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского  заповедника,  способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также  ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного  научного сообщества «Интеллект».

       

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников  способствует формированию экологической культуры личности.  Согласно требованиям к реализации  Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира,  а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.

 

 

 

 

 

 

 

 Формирование экологической  культуры детей младшего школьного возраста

 

Зацаренская Елена Петровна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 471

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

 

           
        На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.

           

             Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

      Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное

взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

        

Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная  на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология»  и  автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.

       

Актуальность создания  программы  в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.

          

Цель программы – введение младших школьников в мир сложных  взаимоотношений живой и неживой природы, человека  и окружающей среды.

          

В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

Познавательные задачи:

1.     Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,

2.     Научить видеть причинно - следственные связи   в наблюдаемых явлениях,

3.     Сформировать систему знаний, умений и навыков  по основам экологии.

Развивающие задачи :

1.     Развить внимательность и наблюдательность,

2.     Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.

Воспитательные:

1.     Воспитать  бережное отношение к природе,

2.     Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях  книг о природе,

3.     Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе

 

 

 В результате реализации курса учащиеся должны  получить знания:

- об элементарных  понятиях   и законах экологии

-  о сущности  сезонных явлений в природе,

-  о характерных обитателях  леса, пресноводного водоема, моря,

-  о местонахождении  и  значении  Государственного Нижне –Свирского заповедника,

- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;

должны  сформировать умения:

- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,

- анализировать свои умозаключения и суждения,

- действовать в природе, не нанося ей вреда;

овладеть навыками:

 - проведения наблюдений  за изменениями в природе.

 

Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.

 

Разнообразны   формы  используемые в процессе экологического воспитания учащихся:

творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.

Особенностью проведения  мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.

Открытые занятия «О чём  шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.

 

Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого  9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.

 

С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

      Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.

 Анализ анкет показал, что:

 В графе «Природа благодарит» преобладали  ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор,  если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.

 

 

В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.

Ответы свидетельствуют  об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Данная  диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.

 

 В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде,  что помогает им в дальнейшем  заниматься экологической деятельностью  в учреждениях  дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского  заповедника,  способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также  ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного  научного сообщества «Интеллект».

       

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников  способствует формированию экологической культуры личности.  Согласно требованиям к реализации  Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира,  а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.

 

 

 

 

 

 

 

 Формирование экологической  культуры детей младшего школьного возраста

 

Зацаренская Елена Петровна,

учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 471

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

 

           
        На современном этапе развития человечества охрана окружающей среды, проблемы взаимоотношения человека и природы приобрели глобальный характер. Реальной стала угроза экологической катастрофы. Мир в целом и каждый человек в отдельности должны осознавать необходимость бережного отношения к природе, степень ответственности за результаты своей деятельности. Экологические знания становятся все более значимыми и востребованными.

           

             Начальная школа – одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической  культуры.  По мнению В.А. Сухомлинского, природа лежит в  основе  детского  мышления,  чувств  и  творчества.  Отношение детей и подростков к  объектам  природы  известный  педагог  тесно  связывал с тем, что природа –  это  наш  родной  край,  земля,  которая  нас  вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

      Сама   природа   не   воспитывает,   воспитывает    только    активное

взаимодействие с ней.  С  раннего  возраста нужно учить  ребёнка понимать  природу,  чувствовать  её красоту, беречь  её  богатства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают и внутренний мир ребёнка, заставляют его лучше понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой.

        

Формированию экологической культуры младших школьников способствует реализация курса «Экологическая грамматика», составленная  на основе программы дополнительного образования Т.В. Шпотовой «Игровая экология»  и  автора учебника по окружающему миру А. А .Плешакова.Данный курс рассчитан на весь период обучения детей в начальных классах.

       

Актуальность создания  программы  в том, что организация внеклассной экологической работы с учащимися младшего школьного возраста позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует выявлению их наклонностей и способностей, закладывает основы экологического поведения учащихся.

          

Цель программы – введение младших школьников в мир сложных  взаимоотношений живой и неживой природы, человека  и окружающей среды.

          

В ходе реализации программы решаются познавательные, развивающие, воспитательные задачи.

Познавательные задачи:

1.     Расширить знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных и растений,

2.     Научить видеть причинно - следственные связи   в наблюдаемых явлениях,

3.     Сформировать систему знаний, умений и навыков  по основам экологии.

Развивающие задачи :

1.     Развить внимательность и наблюдательность,

2.     Развить творческое воображение и фантазию через составление рассказов о животных, изготовление аппликаций, выполнение рисунков, исследовательских работ, творческих проектов.

Воспитательные:

1.     Воспитать  бережное отношение к природе,

2.     Развить уважение к литературе и чтению через использование на занятиях  книг о природе,

3.     Привить интерес к наблюдению за изменениями в природе

 

 

 В результате реализации курса учащиеся должны  получить знания:

- об элементарных  понятиях   и законах экологии

-  о сущности  сезонных явлений в природе,

-  о характерных обитателях  леса, пресноводного водоема, моря,

-  о местонахождении  и  значении  Государственного Нижне –Свирского заповедника,

- о « Красной книге» и «Чёрной книге»;

должны  сформировать умения:

- видеть взаимосвязь природных явлений, устанавливать зависимость между средой обитания и образом жизни животных или строением растений,

- анализировать свои умозаключения и суждения,

- действовать в природе, не нанося ей вреда;

овладеть навыками:

 - проведения наблюдений  за изменениями в природе.

 

Механизм реализации данного курса основывается на совершенствовании и внедрении инновационных форм и методов работы по воспитанию у каждого ученика основ экологической культуры и экологического поведения.

 

Разнообразны   формы  используемые в процессе экологического воспитания учащихся:

творческие игры, экскурсии и походы по родному краю, трудовые десанты, рейды, встречи с интересными людьми, выставки, заочные путешествия, конкурсы плакатов и рисунков, круглые столы, конференции, викторины, устные журналы на экологическую тему.

Особенностью проведения  мероприятий является необходимо придать занятиям увлекательный характер, вызвать у детей интерес, активность, желание творить, совершенствовать практические умения, самостоятельно добывать знания из книг, журналов, газет.

Открытые занятия «О чём  шепчутся леса?», «Лес – природное сообщество», «Зимующие птицы», «Лесные фантазии» и другие вызвали большой интерес ребят, так как выступления учащихся сопровождались мультимедийными презентациями, выполненными совместно с учителем и родителями, выставками рисунков, изготовлением аппликаций.

 

Традиционным стало участие ребят в международных акциях «Марш национальных парков и заповедников», « Кормушки для птиц», а также в конкурсе «Экологическая сказка», в результате которого  9 сказок опубликованы в сборнике «Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению», « Вода – источник жизни на Земле». Еще 5 сказок готовятся к публикации.

 

С целью изучения уровня экологической культуры и выявления отношения младших школьников к окружающей природе проводится специальная диагностика, в основе которой лежит методика «Природа благодарит и сердится».

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, к водоёмам, в лес или музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

      Напиши, за что природа могла бы сказать тебе «спасибо» либо за что природа рассердится на тебя.

 Анализ анкет показал, что:

 В графе «Природа благодарит» преобладали  ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор,  если мы посадим деревья, будем подкармливать птиц» Ответы свидетельствуют о хорошем уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, а не пассивного наблюдателя.

 

 

В то же самое время ребята уверены, что «Природа рассердится», если они не будут кормить птиц, изготавливать кормушки, если они будут мусорить в лесу, на берегу озера или реки, в школе и т.д.

Ответы свидетельствуют  об активной позиции ребёнка как защитника природы.

Данная  диагностика позволяет определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность по формированию экологического сознания учащихся.

 

 В начальной школе учащиеся приобретают навыки совместной деятельности, формируют умения работать в команде,  что помогает им в дальнейшем  заниматься экологической деятельностью  в учреждениях  дополнительного образования. Плодотворное сотрудничество с объединением «Исследователи природы» на базе МОУ ДОД «Лодейнопольский детский центр эстетического развития», а также Государственного Нижнее – Свирского  заповедника,  способствует успешной социализации учащихся начальных классов. Также  ребята являются участниками экологического клуба «ЭкоСвирь», действующего в школе в рамках школьного  научного сообщества «Интеллект».

       

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников  способствует формированию экологической культуры личности.  Согласно требованиям к реализации  Федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения, мы обязаны воспитать личность, владеющую основами экологической грамотности и осознающую целостность окружающего мира,  а также наша задача воспитать у учащихся потребность в бережном отношении к окружающей природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ