Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Авторы: Парамонова Наталья Олеговна и Колкова Марина Владимировна

Практическое применение индивидуализации в образовательном процессе

Для начала необходимо разобраться, а что же такое индивидуализация? В литературе данное понятие трактуется по-разному, я для себя выделила следующее определение:

«Индивидуализация обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся на всех этапах учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, уровень их способностей к учению».

При анализе данного определения сразу встает вопрос, а как учитывать эти индивидуальные особенности учащихся, а главное, каким образом выявить эти особенности? Отсюда следует, что первым этапом при реализации данного направления будет являться изучение индивидуальных особенностей учащихся. В конечном результате, педагог получает некий портрет класса, которой наглядно показывает, по каким направлениям предстоит индивидуализировать процесс обучения. Категориальный арсенал в настоящее время достаточно обширный. Распределение происходит по физическим, психо-физиологическим, познавательным особенностям. Исходя из полученного портрета индивидуальных особенностей педагог приступает ко второму этапу – выбору способов, методов и приемов. К счастью, методическая база предлагает множество различных вариаций. Задача педагога на данном этапе состоит лишь в том, чтобы изучить основные принципы работы, а уже способы и приемы остаются на усмотрение учителя.

Важно понимать, что индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают стандарты и реальные возможности каждого ученика.

При использовании понятия “индивидуализация обучения” на практике речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школе индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями,

 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы;

 3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.

Принимая во внимание вышесказанное, использование индивидуализации обучения доступно каждому педагогу в своей практической деятельности!

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ