Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Система работы по преодолению нарушений
письменной речи младших школьников

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов предложения, аграмматизмы.

В литературе распространена концепция Р.Е.Левиной, трактующей нарушения письма как проявления системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех ее звеньях. В связи с этим коррекционная работа должна строиться на учете всех этих нарушений и вестись постепенно, по–принципу от простого к сложному. Поэтому коррекционная работа подразделяется на три уровня:

  1. Работа на фонетическом уровне.
  2. Работа на лексическом уровне.
  3. Работа на синтаксическом уровне.

Все эти уровни находятся в тесной взаимосвязи и не должны иметь место резкие переходы между уровнями.

Практическая часть работы посвящена выявлению детей с дисграфией.При обследовании процесса письма учащихся начальных классов мы выявили следующее:

  1. В общеобразовательной школе в начальных классах существуют специфические ошибки на письме.
  2. Ошибки на письме встречаются в связи с несформированностью фонетико-фонематической   стороны   или   с   недостаточностьюгностических процессов.

3. Коррекционная работа должна носить дифференцированный характер с учетом выявленных нарушений.

Основные направления коррекционной работы для этих групп детей заключаются в развитии фонематического восприятия и зрительного гнозиса с учетом сохранных анализаторов, преобладание устных форм работы над письменными, что не только актуально для детей с фонетико-фонематической недостаточностью, но и позволяет увеличить объем практических языковых упражнений.

Таким образом, отклонение письма продолжает оставаться в общеобразовательной  начальной школе частым явлением, что объясняется нечеткой диагностикой при поступлении ребенка в школу.

Основные направления коррекционной работы по преодолению ошибок на письме.

Анализ результатов экспериментального обследования позволил разделить детей на две подгруппы:

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием;

Дети с недостаточностью зрительного гнозиса.

При выборе направлений коррекционной работы мы основывались на разработках следующих авторов: Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой,  И.Н. Садовниковой и др.

Для первой группы детей логопедическая работа была направлена на развитие фонематического восприятия с опорой на сохранные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и т.д.). При этом учитывалось, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится  в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков мы использовали и задания на развитие фонематического анализа и синтеза. Мы учили детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова. Проводилась эта работа со словами, данными в различной грамматической форме. Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами.  При коррекции необходимо преобладание устных форм работы над письменными.

 Для этой цели мы использовали ряд упражнений:

  1. Выделение парных звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам)
  2. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).
  3. Соотнесение звуков с буквами.
  4. Чтение слоговых таблиц, запись под диктовку.
  5. Устный диктант слов (поднять букву по наличию звука, например «к» или «г»): согнул, крепость, около, кирпич, приказ, бумага, главный
  6. Словарный диктант. Например, звуки «в» или «ф»: ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда, кофе, клюква, финики, весна, веет, фея, фабрика.
  7. Определение места звуков в слове (с опорой на цифровой ряд): Г—Гриша, Григорий, загадка, прыгалки, круглый, гигант, гогочет.
  8. Запись слов в две колонки по наличию смешиваемых звуков (например «с-з»): Зонт, свекла, глаза, закат, восемь, август, узнал, уснул, успел, змейка.
  9. Сопоставление смешиваемых фонем по смыслу изучаемого слова. Например,звуки «п» или «б»: почка - бочка, пал - бал, точка - дочка, дом – том.
  10. Закончить предложение, выбрав подходящее слово:

В синем небе звезды …

                        (плещут, блещут)

В синем море волны ….

На траву выкатили …

                        (почки, бочки)

На деревьях набухают….

Повалился старый…

                        (забор, запор)

На воротах крепкий ….

Во дворе … петух

                          (пропел, пробел)

Надо устранить … в знаниях.

  1. Вставить пропущенные буквы в текст:

  После до..дя боль..ие лу..и.

  Мы на..ли е..а под елкой, принесли домой в ко..елке.

  Рань..е всех чи..и встают.

  1. Вписать пропущенный слог «па» или «ба»:

       Лю -, ры -, тро -, ли -, - ран,  - латка, сдо -, - лец, - зар, - бушка, тру-,  - рус, ло – та, при – вил, за – вы, - кет, - намка.

Для развития зрительного гнозиса мы строили работу в следующих направлениях:

- Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины.

- Расширение объема и уточнение зрительной памяти

- Формирование пространственных представлении.

- Развитие зрительного анализа и синтеза.

С целью развития предметного зрительного гнозиса были рекомендованы такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. Давали задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти использовались задания:

  1. Игра «Чего не стало?» (5-6 картинок)
  2. Дети запоминают 4-6 картинок и находят их из других 8-10 картинок.
  3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
  4. Игра «Что изменилось?» (4-6 картинок).
  5. Разложить буквы, фигуры или цифры в первоначальной последовательности.

Проводилась работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.).

Были предложены задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг-арбуз, овал-дыня, треугольник – крыша дома, полукруг – полумесяц).

Для развития ориентировки в окружающем пространстве:

  1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
  2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи какой предмет находиться справа от тебя, слева» и т.д.
  3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.

Ряд упражнений для развития зрительного гнозиса:

  1. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков.
  2. Сопоставление звуков по артикуляции (общее, разное).
  3. Соотнесение звука с буквой рукописного шрифта.
  4. Выписывание букв в воздухе или на столе пальцем или рукой.
  5. Соотнесение буквы с «опорой» (с картинкой, с запоминающимся графическим элементом: ф – человечек, который держит руки на поясе, т – похожа на грибок, ж – на жука, б – белочка с хвостиком, з – змея, п - перекладина и т.д.).  
  6. Поэлементная запись букв с проговариванием.
  7. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А-Л-Д, К-Ж, З-В, Г-Б.
  8. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р-Ь, И-Н, Н-П, Г-Т.
  9. Определить различие сходных букв, отличающихся одним элементом: З-В, Р-В.
  10. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве:

          Р-Ь, Г-Т, И-П, П-Н.   

  1. Чтение слоговых таблиц.

Ба-да,        а-да-а-ба,

бо-до,        о-да-о-ба,

бу-ду,        у-да-у-ба,

            бы-ды,       а-бы-а-ды.

(Таблица должна быть выполнена в рукописном шрифте).

7.  Вставить пропущенные буквы в слова:.елил, ..ал, ..ел. (Сколько слов записано на доске? Прочтите их.)

8. Расставить картинки на доске в два ряда по наличию смешиваемых букв.

9.   Хором индивидуальное чтение пословиц, поговорок с изучаемыми звуками

            10.   Выборочный диктант слогов:

          а) диктовка серии (не более 1-го – 2 раз)

 

 

         б) отраженное проговаривание хором

           в) запись серии.

Главной целью являлось закрепление связи между фонемой -артикулемой –графемой – кинемой. Для контроля правильности включались все четыре анализатора.

 

 

 

 

 

  

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ