Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Программа кружка «Кубанская игрушка»

Зинченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
 МБОУ СОШ №1 ст. Кущёвской,
Краснодарского края

 Пояснительная записка

      Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.

      Исследования по истории народной игрушки Кубани встречают больше трудностей, чем исследования какого-либо другого вида декоративно-прикладного искусства региона. это объясняется не только тем, что игрушка Кубани, как и в других местах, являлась, прежде всего, средством развлечения и увеселения детей, не представляла материальной ценности в крестьянской среде. Жизнь игрушки кратковременна, поэтому и обнаружить её старинные оригинальные образцы весьма затруднительно.Если ранее и случалось, что хроникеры и мемуаристы замечали игрушку, то обыкновенно описывали как курьёз.В такой ситуации не стоял вопрос ни о сборе более полной информации, ни о стремлении изучить её. Возможно именно дети могут исправить такое положение вещей.

      Основная цель работы кружка «Кубанская игрушка» - формирование личности способной ценить и изучать традиции, историю, особенности культуры и быта народов Кубани.

      Основные задачи:  

- приобщение детей к национальной культуре, воспитание духовности;

-изучение, сохранение, воспроизводство и развитие культурного наследия Кубани;

- приобретение навыков исследовательской деятельности в ходе изучения истории игрушки Кубани;

- знакомство с народными представлениями о взаимосвязи божественных и природных сил.                                                             

       Программа кружка «Кубанская игрушка» позволяет активизировать знания ребят  об историческом развитии Кубани, так как история народной игрушки на Кубани - отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIIIв. (в связи с зарождением кубанского казачества). Формирование и взаимодействие русской и украинской этнографической групп- при активном участии народов северокавказского региона - привело к возникновению новой региональной этнокультуры Кубанского казачества, имеющей свои особенности. Скудные письменные сообщения, отдельные находки современных экспедиций и немногие музейные экспонаты позволяют судить о своеобразном художественном языке кубанской игрушки, в том числе глиняной.

      Программа кружка «Кубанская игрушка» является интегрированной. В процессе занятий ребята познакомятся с  природными особенностями, полезными ископаемыми, развитием ремёсел на Кубани, историческими представлениями  о связи высших сил и природы.Развитие производства игрушки в разных местах Кубани ( например, станицах Павловской, старощербиновской) было связано в первую очередь с наличием легкодоступной сырьевой базы - хорошей красной глины (реже синей, белой, жёлтой) и  песка. Как и во многих других районах России, изготовление глиняной игрушки на Кубани было подсобным к посудному гончарству. "Простые незатейливые игрушки для детей" лепили, чтобы заполнить место в горне между большими сосудами- макитрами, глечиками, мисками, горшками. Чтобы за короткий срок изготовить максимальное количество игрушек на продажу, выработались особые способы несложной быстрой лепки.Народные мастера стремились вылепить фигурку из одного куска.Такой простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки) никак не отражались на качестве маленькой вещи. Наоборот, в её исполнении чувствовалось знание природных качеств материала, бережное к нему отношение, верное ощущение пластики и вкуса мастера. Создавая свои образы, игрушечники подмечали и обобщали типичные черты своих персонажей, и таких простейших приёмов было достаточно для создания выразительной, несклоько юмористичной характеристики птицы или зверя. Кажется, что глиняные игрушки были примитивны, но они прочны, забавны и недороги.Очень любили кубанские мастера образы птиц, уточек, петушков, барашков, коников.

      В древности культовое и игровое значение таких фигурок тесно переплетались между собой. В них отрожались народные представления о взаимосвязях космических, божественных и природных сил. Долгое время люди верили в способность издаваемых игрушкой свиста и шума отгонять злые силы.  

 

    Для более успешной работы необходимо разнообразить формы проведения занятий кружка: экскурсии, исследования, встречи со старожилами и народными умельцами, заочные путешествия на выставки и прочее.

      В основе построения  лежит принцип использования уже имеющихся знаний и опыта учащихся, и в дальнейшем на этой базе возможность более глубокого изучения объектов.

Содержание программы.

Раздел 1. Поисковая и собирательская деятельность учащихся (9часов)

- работа детей по исследованию народной глиняной игрушки (путём бесед с родственниками, изучением документов, фотоархивов семьи)

- изучение и сбор материала по теме «Куклы и игрушки- свистульки  моих прапрабабушек и прапрадедушек, прабабушек, бабушек».

- оформление альбома с рисунками, фотографиями, воспоминаниями.

Раздел 2. Научно-исследовательская работа (6 часов).

- изучение и исследование кубанской игрушки путём сопоставления с русской - народной игрушкой  Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек.

- составление подробного описания экземпляра по заранее подготовленному плану (автор, название, значение)  Центр декоративно-прикладного искусства

- изучение и исследование значения игрушки в казачьем быту (с привлечением исторической литературы, документов, фотографий) Районный исторический музей

- оформление исследовательской работы.

Раздел 3. Народная глиняная игрушка Кубани (8 часов).

- развитие производства игрушек из глины;

- близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек, «петушков и барашков», «коников»;

- свистульки;

- почему исчезли глиняные свистульки. Появление фаянса, стекла, металла.

Раздел 4. Возрождение глиняной куклы (7 часов)

- Особые способы несложной быстрой лепки.

- Простейший приём формовки и несложный лепной арнамент (защипы и ямочки).

- Приёмы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.

- Наиболее распространённые и близкие кубанским мастерам образы птиц, уточек,коников.

- Народные представления о взаимосвязи космических, божественных и природных сил.

- Глиняные фигурки-свистульки.

- Глиняная игрушка знакомит детей с народной музыкой.

К концу обучения учащиеся должны:

иметь представления

- об истории развития народной глиняной игрушки

-  разных местах производства глиняных игрушек, связанных с наличием сырья для изготовления

- особенностях  игрушек – свистулек

- о технологии создания глиняных кукол

на практическом уровне

- соблюдать правила ТБ при работе с пластичными материалами, колющими и режущими инструментами

- использовать простейшие приёмы лепки  кукол

- составлять описание объекта по плану

- владеть начальными навыками исследовательской деятельности

Литература

1.Измайлов А. Баталпашинск // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып. 8. – С. 187; Старощербиновская станица // Там же. – С. 177; Апостолов Л. Я. Географический очерк Кубанской области. – Тифлис, 1897. – С. 278.
2. Бондарь Н. И. Традиционная культура Кубанского казачества: Изб. работы. – Краснодар, 1999.
3. Чмырева И. Ю. Тряпичные куклы Кубани // Народное творчество. – 1996. – № 1. – С. 14–15; Капышкина С. Ю. Аутентичные виды декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани: состояние и перспективы // Проблемы и пути развития народного художественного творчества: Тезисы докладов научно-практической конференции. – Краснодар, 1998. – С. 66–69; Гангур Н. А. Гончарное производство в Кубанской области: историческое развитие и типология керамических форм // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. – 2003. – № 1–2. – С. 35–43.
4. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. – М.–Л., 1936.

5. Internet- ресурсы: «Мама в сети», форум для креативных мам.

http://www. dev77.ru

http://www.slavakubani.ru

Тематическое планирование занятий кружка

 

№п/п

Тема занятий кружка «Кубанская игрушка»

Дата

 

Поисковая и собирательская деятельность

 

1

Вводное занятие по теме «Кубанская игрушка».

 

2

Исследования по истории

 

3

Игрушки моих прабабушек и прадедушек.

 

4

Поиск фотодокументов в семейных архивах.

 

5

Развитие производства игрушки в разных местах Кубани.

 

6

Оформление альбома с рисунками «Глиняные игрушки моих прабабушек»

 

7

Экскурсия в районный музей «История игрушки на Кубани»

 

8

Экскурсия в музей микрорайона «Игрушки в казачьем быту»

 

9

Оформление фотографий, воспоминаний  в электронном виде.

 

 

Научно-исследовательская работа.

 

10

Русская народная глиняная игрушка. Кубанская игрушка.

 

11

Встреча с Воробьёвой Т.Н., руководителем студии «Возрождение» ДДТ ст. Кущёвской

 

12

Виртуальная экскурсия в выставочные залы музеев игрушек

 

13

Составление описания игрушки (автор, название, значение)

 

14

Оформление исследовательской работы.

 

15

Выступление  с результатами исследований перед учениками класса,школы.

 

 

Народная глиняная игрушка Кубани.

 

16

Развитие производства игрушек из глины

 

17

Заготовка глины для лепки. Образы птичек и уточек.

 

18

Лепка. «Петушки» .

 

19

Лепка. «Коники».

 

20

Свистульки

 

21

Лепка. «Барашки»

 

22

Разработка глиняной игрушки морской тематики

 

23

Разработка глиняной игрушки по теме « Кубанцы-удальцы»

 

 

Возрождение глиняной куклы

 

24

Особые способы несложной быстрой лепки.

 

25

Простейший прием формовки и несложный лепной орнамент (защипы и ямочки)

 

26

Приемы для создания выразительной, несколько юмористичной характеристики птицы или зверя.

 

27

Лепка птиц, уточек, "петушков и барашков", "коников".

 

28

Взаимосвязь космических, божественных и природных сил.

 

29

Глиняные фигурки – все обязательно являются свистульками.

 

30

Знакомство с народной музыкой с помощью игрушек-свистулек.

 

31

В основе своей свисток имеет одинаковое устройство для всех центров народной игрушки России.

 

 

32

Глиняные куклы. Создание мультфильма.

 

33

Итоговое занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ